Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Карин Бойе

0   0
Первый авторКудрявицкий
Страниц2
ID2967
АннотацияОб авторе (Бойе Карин). Краткий биографический очерк.
Кому рекомендованоОб авторе
Кудрявицкий, А. Карин Бойе : Очерк / А. Кудрявицкий .— 2008 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анатолий Кудрявицкий Карин Бойе Публикуется с разрешения автора. <...> Карин Бойе (1900 - 1941) - одна из наиболее ярких представительниц "новой волны" в шведской поэзии - была ровестницей века. <...> Дед ее, Карл Иоахим Эдуард Бойе, владелец текстильных фабрик, был в этом городе прусским консулом, так что в жилах поэтессы текла и немецкая кровь. <...> Семья, однако, ассимилировалась и уже во второй половине XIX века стала вполне шведской. <...> В школе Карин оказалась лучшей ученицей и далеко обогнала свой класс. <...> Она и ее дру-зья увлекались тогда книгами Метерлинка, Киплинга, Герберта Уэл-лса. <...> Но больше всего повлияла на девушку поэзия Рабиндраната Тагора, которая, быть может, и затронула в ее душе поэтические струны. <...> Интерес к индийской мифологии подогрел и роман извест-ного шведского прозаика, лауреата нобелевской премии по литера-туре Карла Йеллерупа "Пилигрим Каманита". <...> Карин начала учить санскрит, обратилась к буддизму, но этот период оказался недол-гим, и девушка вернулась в лоно христианства, на сей раз до кон-ца своих дней. <...> Однако проблемы дефиниции Бога, высшего существа, волновали ее в течение всех последующих лет. <...> Порою Карин даже сомневалась, не пантеистка ли она, писала о том, что "есть два бога: один, которого сотворили мы сами, исходя из наших представлений о нем, и другой, нам неведомый, который создал нас и при-сутствует в нас, направляет наши деяния и нашу волю, является мировой волей". <...> Подобные метания порождали у девушки сильные эмоциональные кризисы, во время одного из которых - в1921 году - она начала писать стихи, вполне зрелые и составившие вскоре первую ее поэтическую книгу - "Облака". <...> Стокгольмский издатель Бонниер, к которому девушка пришла с матерью, потому что не решалась идти одна, взял рукопись и без всякого энтузиазма сказал: "Сейчас стихов пишется много, но поэзию никто не покупает". <...> Познакомившись с рукописью, однако, Бонниер в письме выразил восхищение <...>
Карин_Бойе.pdf
Анатолий Кудрявицкий Карин Бойе Публикуется с разрешения автора. Карин Бойе (1900 - 1941) - одна из наиболее ярких представительниц "новой волны" в шведской поэзии - была ровестницей века. Родилась Карин в Гетеборге. Дед ее, Карл Иоахим Эдуард Бойе, владелец текстильных фабрик, был в этом городе прусским консулом, так что в жилах поэтессы текла и немецкая кровь. Семья, однако, ассимилировалась и уже во второй половине XIX века стала вполне шведской. В школе Карин оказалась лучшей ученицей и далеко обогнала свой класс. С юных лет она много читала. Она и ее дру-зья увлекались тогда книгами Метерлинка, Киплинга, Герберта Уэл-лса. Но больше всего повлияла на девушку поэзия Рабиндраната Тагора, которая, быть может, и затронула в ее душе поэтические струны. Интерес к индийской мифологии подогрел и роман извест-ного шведского прозаика, лауреата нобелевской премии по литера-туре Карла Йеллерупа "Пилигрим Каманита". Карин начала учить санскрит, обратилась к буддизму, но этот период оказался недол-гим, и девушка вернулась в лоно христианства, на сей раз до кон-ца своих дней. Однако проблемы дефиниции Бога, высшего существа, волновали ее в течение всех последующих лет. Порою Карин даже сомневалась, не пантеистка ли она, писала о том, что "есть два бога: один, которого сотворили мы сами, исходя из наших представлений о нем, и другой, нам неведомый, который создал нас и при-сутствует в нас, направляет наши деяния и нашу волю, является мировой волей". Подобные метания порождали у девушки сильные эмоциональные кризисы, во время одного из которых - в1921 году - она начала писать стихи, вполне зрелые и составившие вскоре первую ее поэтическую книгу - "Облака". Стокгольмский издатель Бонниер, к которому девушка пришла с матерью, потому что не решалась идти одна, взял рукопись и без всякого энтузиазма сказал: "Сейчас стихов пишется много, но поэзию никто не покупает". Познакомившись с рукописью, однако, Бонниер в письме выразил восхищение талантом молодой поэтессы и предложил издать книгу ее стихов и даже выплатить небольшой аванс. Книга вышла в свет в 1922 году и вызвала теплые отзывы рецензентов. За ней через два года.последовала вто-рая книга стихов - "Сокровенные земли" (1924). Карин в это время училась в университете города Упсала, штудировала греческий (мечтая "читать Платона в оригинале"), а также скандинавские языки и историю литературы. Еще студенткой она вступила в пацифистскую организацию "Клартэ", в руководство которой входила, в частности, знаменитая Сельма Лагерлёф. Там она познакомилась с молодыми поэтами, будущими классиками шведской литературы. Это были Гуннар Экелёф, Нильс Ферлин, Харри Мартинсон. Один из молодых членов "Клартэ", психоаналитик Лейф Бьёрк, стал мужем Карин Бойе. В конце 20-х годов они вдвоем посетили Советский Союз. В 1927 год вышла ее третья книга стихов, "Сердца". Брак, увы, оказался непрочным и распался. Карин впала в тяжелую депрессию, несколько раз пыталась покончить с собой. Спасла ее работа, причем работа литературная: Карин Бойе стала издавать авангардный литературный журнал "Спектр". Здесь публиковались стихи названных выше поэтов ее круга, эссе о современной европейской поэзии. В эти годы Карин подолгу жила е Берлине и наблюдала зарождение германского нацизма. Она начинает писать прозу, публикует романы "Кризис", "Астарта", "Слишком мало". Герои, вернее, героини этих книг - сильные женщины, обреченные жить рядом со слабыми духом мужчинами в ибсеновских "кукольных домах", которые вовсе не исчезли после того, как были изображены великим норвежским драматургом. В 1935 году выходит самая известная книга стихов Карин Бойе, "Ради древа". Отход по-этессы от классического стихосложения, обращение к свободному стиху критики встретили по-разному. Лишь с годами стало ясно: это одна из лучших поэтических книг за все годы существования шведской литературы. В 1940 году появляется и еще один шедевр Карин Бойе - завоевавший мировую известность роман-антиутопия "Каллокаин", повест-вование о зловещей "сыворотке правды", используемой тоталитарным режимом для контроля за мыслями граждан. В конце 60-х роман был переведен на русский язык и опубликован в "Библиотеке современной фантастики". Критики ныне числят роман в ряду со знамени-тыми антиутопиями Замятина и Олдоса Хаксли. Увы, тоталитаризм в те времена был не фантастикой, а явью: расползалась по Европе "коричневая чума", гитлеровцами была захвачена Дания. Карин Бойе, вместе с группой шведских писателей, участвовала в "Днях шведской культуры" в
Стр.1