На правах рукописи Григорьева Галина Викторовна Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения 19.00.10 - коррекционная психология АВТОРЕФЕРА Т диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва-2000 Работа выполнена в Институте коррекционной педагогики Российской Академии образования Научный руководитель: доктор психологических наук, старший научный сотрудник Плакснна Л.И. <...> 45 2 Актуальность ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ проблемы определялась потребностью совершенствовать общение детей с нарушениями зрения в процессе развития у них понимания и использования неречевых форм коммуникативной деятельности. <...> ). К моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети недостаточно владеют основными вербальными и невербальными средствами общения, которые уже являются доступными нормально видящим детям пятилетнего возраста (А.Г.Капчели, М.И.Лисина). восприятия Ведущее значение зрительного анализатора в процессе человека человеком и его функциональное предназначение как основного канала получения информации о партнере по общению потребовали детального изучения влияния. нарушений зрения на характер общения детей с амблиопией и косоглазием. <...> Условно выделенные А.В.Петровским три стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная, не могут не страдать у детей с нарушениями зрения. <...> Сужение сферы использования зрительного восприятия в общении не только затрудняет, но даже делает невозможным восприятие партнера, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциоиапьном состоянии. <...> Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. представлены Проблемы развития общения у детей с особыми нуждами в работах К.С.Лебедиикой <...>
Особенности_неречевого_общения_дошкольников_с_нарушениями_зрения.pdf
На правах рукописи
Григорьева Галина Викторовна
Особенности неречевого общения
дошкольников с нарушениями зрения
19.00.10 - коррекционная психология
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва-2000
Стр.1