На правах рукописи Фотекова Татьяна Анатольевна СОСТОЯНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЦЕВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: | НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. <...> Наиболее распространенными вариантами отклоняющегося развития у детей являются общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. <...> Так, известно, что в том и другом случае наблюдается несформированность внимания, памяти, мышления и разных сторон речи. <...> Нарушения высших психических функций (ВПФ), в частности речи, у взрослых и способы восстановительной работы при них глубоко исследованы в отечественной нейропсихологии (Лурия, 1947, 1948, 1969, 1973; Глозман, 1974; Ахугина, 1975, 1989; Цветкова, 1988 и др.) <...> . Однако, в соответствии с принципом динамической организации и локализации ВПФ, данные о патологии речи и других функций у взрослых не могут быть перенесены на детскую популяцию и применены для понимания механизмов вербальных и невербальных трудностей у детей. <...> В детском возрасте недостаточность высших психических функций возникает не на фоне локальной мозговой патологии, как это происходит у взрослых больных, а является следствием функциональной незрелости и ранних резндуальных мозговых нарушений диффузного характера (Лебединский, 1985; Ковшиков, 1985; Мастюкова, 1977, 1981; Фишман, 1989 и др.) <...> На наш взгляд, необходимо целостное комплексное сопоставительное исследование особенностей вербальных и невербальных функций с учетом их динамики при таких вариантах отклоняющегося развития как ОНР и ЗПР церебрально-органического генеза. <...> 3 Распространенность таких отклонений в развитии как ОНР и ЗПР наряду с препятствующим эффективной коррекции недостатком знаний об их механизмах, о соотношении в их структуре дефицита вербальных и невербальных функций и отсутствием четких критериев дифференциальной диагностики обусловливает актуальность избранной темы исследования. <...> Принципы <...>
Состояние_вербальных_и_невербальных_функций_при_общем_недоразвитии_и_задержке_психического_развития_нейропсихологический_анализ.pdf
На правах рукописи
Фотекова Татьяна Анатольевна
СОСТОЯНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И ЦЕВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ
ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
| НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
:
19.00.04 — Медицинская психология
(психологические науки)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
1
I
Москва - 2003
Стр.1