Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Богданов В. И.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID2941
АннотацияОб авторе (Богданов Василий Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Богданов В. И.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2941 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» БОГДАНОВ, Василий Иванович, псевдонимы -- Озлобленный поэт, Влас Точечкин, Богдан -ов, Бгд и др. <...> Образование получил светское, окончив в 1855 г. Калужскую губернскую гимназию с аттестатом, дающим право поступать в университет без экзаменов. <...> В 1861 г. окончил медицинский факультет Московского университета, получив "степень лекаря с отличием". <...> О прогрессивности научных и общественных взглядов Б. свидетельствуют воспоминания С. А. Берс (будущей жены Л. Н. Толстого), домашним учителем которой он был в студенческие годы. <...> В 1862 г. Б. переезжает в Петербург, где два года работает врачом-практикантом в больнице для чернорабочих и в родильне воспитательного дома. <...> Служит по Морскому ведомству: сначала врачом Балтийского флота, а с 1885 г.-- Черноморского. <...> С 1 мая 1865 г. по 1 июня 1867 г. в качестве младшего врача на клипере "Изумруд" совершает кругосветное путешествие, которое существенно расширило его кругозор и дало обильную пищу для публицистического и поэтического творчества. <...> Начиная с 1863 г. активно сотрудничает в еженедельном сатирическом журнале "Искра" и становится одним из тех, кто определяет идейную направленность журнала. <...> Ведет в "Искре" раздел "Политическое обозрение (заметки со всех концов света)". <...> Он не раз высмеивал монархов, в его злободневных "Заметках..." видны революционный радикализм, широта интересов (критика колониальной политики Англии и Франции; негативная оценка деятельности О. Бисмарка <...> ; едкое обличение правления Наполеона III, горячая поддержка Парижской Коммуны). <...> Расцвет поэтического творчества Б. падает на десятилетие его сотрудничества в "Искре" (1863-1873). <...> Он один из наиболее радикальных поэтов-сатириков своего времени, обнажающий непримиримый конфликт между власть имущими и "низами". <...> Поэзию Б. отличает публицистическая острота, конкретность и узнаваемость объектов обличения. <...> Поэтическая эволюция Б. выразилась прежде всего в постепенном расширении <...>
Богданов_В._И._Биобиблиографическая_справка.pdf
БОГДАНОВ, Василий Иванович, псевдонимы -- Озлобленный поэт, Влас Точечкин, Богдан -ов, Бгд и др. [12(24).1.1837, г. Лихвин Калужской губ.-- 5(17).VIII. 1886]-- поэт. Родился в семье священника. Образование получил светское, окончив в 1855 г. Калужскую губернскую гимназию с аттестатом, дающим право поступать в университет без экзаменов. В 1861 г. окончил медицинский факультет Московского университета, получив "степень лекаря с отличием". В эти годы формируется мировоззрение Б. как убежденного материалиста и демократа. О прогрессивности научных и общественных взглядов Б. свидетельствуют воспоминания С. А. Берс (будущей жены Л. Н. Толстого), домашним учителем которой он был в студенческие годы. В 1862 г. Б. переезжает в Петербург, где два года работает врачом-практикантом в больнице для чернорабочих и в родильне воспитательного дома. Живое и нередко драматичное соприкосновение с миром столичных "низов" обогащает его жизненный опыт. Служит по Морскому ведомству: сначала врачом Балтийского флота, а с 1885 г.-- Черноморского. С 1 мая 1865 г. по 1 июня 1867 г. в качестве младшего врача на клипере "Изумруд" совершает кругосветное путешествие, которое существенно расширило его кругозор и дало обильную пищу для публицистического и поэтического творчества. Начиная с 1863 г. активно сотрудничает в еженедельном сатирическом журнале "Искра" и становится одним из тех, кто определяет идейную направленность журнала. Ведет в "Искре" раздел "Политическое обозрение (заметки со всех концов света)". Публицистика Б. отличается резкостью, хлесткостью политических характеристик. Он не раз высмеивал монархов, в его злободневных "Заметках..." видны революционный радикализм, широта интересов (критика колониальной политики Англии и Франции; негативная оценка деятельности О. Бисмарка; едкое обличение правления Наполеона III, горячая поддержка Парижской Коммуны). Расцвет поэтического творчества Б. падает на десятилетие его сотрудничества в "Искре" (1863-1873). Он один из наиболее радикальных поэтов-сатириков своего времени, обнажающий непримиримый конфликт между власть имущими и "низами". Симпатии автора на стороне обездоленных. Поэзию Б. отличает публицистическая острота, конкретность и узнаваемость объектов обличения. Поэтическая эволюция Б. выразилась прежде всего в постепенном расширении тематики произведений и в нарастании их революционного звучания. В ранних произведениях поэт акцентирует внимание на отражении различных сторон жизни городских "низов", изображая широкую галерею петербургской бедноты: бывший студент, рабочий, портной, прачка и т. д. ("Наш пролетарий", "Проезжим", "В портерной", "Портной" -- все написаны в 1864 г.). Следуя некрасовской традиции, поэт с особой болью и проникновенностью изображает горестную судьбу бедной женщины ("Доходный дом", 1863; "Старухе", 1864; "Это ведь очень смешно!", 1866). В произведениях второй половины 60 гг. в центре внимания поэзии Б. оказывается и судьба крестьян ("Дубинушка", 1865; "Сонная сила", 1866; "Песня доброго молодца", 1866; "Знакомая картина", 1871). Стихотворение Б. "Дубинушка", будучи переработано поэтом А. Ольхиным, стало знаменитой народной песней. Социально-критический пафос особенно проявился в стихотворениях "Доходный дом"; "На Невском", 1865; "Курочка по зернышку клюет", 1868; "Мы -- особь статья!", 1870; "Из автобиографии щенка", 1871; "Кулак", 1863; "Закулисная сцена", 1865; "Хан и дыня", 1885, рассказывающих о буржуазных дельцах, дворянской спеси, самодурстве и тирании. Одним из главных объектов сатиры Б. становится либеральное прекраснодушие, подлое и лицемерное по отношению к тяготам народной жизни ("Хамелеониада", 1865; "Утопия", 1864; "В четверг после дождичка", 1868; "Свой идеал", 1869). Едкому осмеянию предает Б. все виды лакейства ("Ливрея", 1863; "Упражнения в русской грамматике...", 1864; "Все будешь знать -- скоро состаришься", 1868). Наряду с другими поэтами "Искры" Б. сатирически изобличает шпионов и доносчиков ("Знакомый незнакомец", 1868; "Едва затронем мы вопрос...", 1869). Если в стихотворениях первой половины 60 гг. нередки у Б. безысходные ноты при изображении горькой участи бедняка, то в конце 60 -- нач. 70 гг. сатира Б. приобретает оптимистически наступательный характер. Поэт верит в силы и дух народа, в его социальное пробуждение ("Песня доброго молодца", "Знакомая картина"). Это связано и с огромным интересом поэта к подъему освободительного движения в Европе. Его многочисленные поэтические отклики на политические события 1860--1870 гг. метки, актуальны и революционны по духу ("Дела пошли прекрасно тут...", 1868; "Для грозной силы непонятно...", 1868; "У министров буржуазных...", 1870). Характерны заинтересованно сочувственные стихотворные отклики Б. на события Парижской Коммуны ("Диалог Версальского и Парижского хора", 1871; "Площадная панорама", 1871). Французский революционный гимн "Марсельеза" впервые был опубликован на русском языке в переводе Б. (у него: "Ребята, в смертный бой!", 1868--1870, опубл. в 1885 г.). Эти и другие политические стихи Б. свидетельствуют о том, что он одним из первых русских поэтов увидел и воспел великую историческую роль пролетариата. Б.-- поэт некрасовской школы, его творчеству свойственны демократизм, социальная заостренность, реалистичность его поэзии. Стихи Б. сюжетны. В них нередки песенные интонации, строфа строится как куплет с рефреном, что характерно для поэтов "Искры". Распространенным приемом
Стр.1