БОГДАНОВ, Василий Иванович, псевдонимы -- Озлобленный поэт, Влас Точечкин, Богдан -ов,
Бгд и др. [12(24).1.1837, г. Лихвин Калужской губ.-- 5(17).VIII. 1886]-- поэт. Родился в семье священника.
Образование получил светское, окончив в 1855 г. Калужскую губернскую гимназию с аттестатом,
дающим право поступать в университет без экзаменов. В 1861 г. окончил медицинский факультет
Московского университета, получив "степень лекаря с отличием". В эти годы формируется мировоззрение
Б. как убежденного материалиста и демократа. О прогрессивности научных и общественных взглядов Б.
свидетельствуют воспоминания С. А. Берс (будущей жены Л. Н. Толстого), домашним учителем которой
он был в студенческие годы.
В 1862 г. Б. переезжает в Петербург, где два года работает врачом-практикантом в больнице для
чернорабочих и в родильне воспитательного дома. Живое и нередко драматичное соприкосновение с
миром столичных "низов" обогащает его жизненный опыт. Служит по Морскому ведомству: сначала
врачом Балтийского флота, а с 1885 г.-- Черноморского. С 1 мая 1865 г. по 1 июня 1867 г. в качестве
младшего врача на клипере "Изумруд" совершает кругосветное путешествие, которое существенно
расширило его кругозор и дало обильную пищу для публицистического и поэтического творчества.
Начиная с 1863 г. активно сотрудничает в еженедельном сатирическом журнале "Искра" и
становится одним из тех, кто определяет идейную направленность журнала. Ведет в "Искре" раздел
"Политическое обозрение (заметки со всех концов света)".
Публицистика Б. отличается резкостью, хлесткостью политических характеристик. Он не раз
высмеивал монархов, в его злободневных "Заметках..." видны революционный радикализм, широта
интересов (критика колониальной политики Англии и Франции; негативная оценка деятельности О.
Бисмарка; едкое обличение правления Наполеона III, горячая поддержка Парижской Коммуны).
Расцвет поэтического творчества Б. падает на десятилетие его сотрудничества в "Искре" (1863-1873).
Он один из наиболее радикальных поэтов-сатириков своего времени, обнажающий непримиримый
конфликт между власть имущими и "низами". Симпатии автора на стороне обездоленных. Поэзию Б.
отличает публицистическая острота, конкретность и узнаваемость объектов обличения.
Поэтическая эволюция Б. выразилась прежде всего в постепенном расширении тематики
произведений и в нарастании их революционного звучания. В ранних произведениях поэт акцентирует
внимание на отражении различных сторон жизни городских "низов", изображая широкую галерею
петербургской бедноты: бывший студент, рабочий, портной, прачка и т. д. ("Наш пролетарий",
"Проезжим", "В портерной", "Портной" -- все написаны в 1864 г.). Следуя некрасовской традиции, поэт с
особой болью и проникновенностью изображает горестную судьбу бедной женщины ("Доходный дом",
1863; "Старухе", 1864; "Это ведь очень смешно!", 1866). В произведениях второй половины 60 гг. в центре
внимания поэзии Б. оказывается и судьба крестьян ("Дубинушка", 1865; "Сонная сила", 1866; "Песня
доброго молодца", 1866; "Знакомая картина", 1871). Стихотворение Б. "Дубинушка", будучи переработано
поэтом А. Ольхиным, стало знаменитой народной песней.
Социально-критический пафос особенно проявился в стихотворениях "Доходный дом"; "На
Невском", 1865; "Курочка по зернышку клюет", 1868; "Мы -- особь статья!", 1870; "Из автобиографии
щенка", 1871; "Кулак", 1863; "Закулисная сцена", 1865; "Хан и дыня", 1885, рассказывающих о
буржуазных дельцах, дворянской спеси, самодурстве и тирании. Одним из главных объектов сатиры Б.
становится либеральное прекраснодушие, подлое и лицемерное по отношению к тяготам народной жизни
("Хамелеониада", 1865; "Утопия", 1864; "В четверг после дождичка", 1868; "Свой идеал", 1869). Едкому
осмеянию предает Б. все виды лакейства ("Ливрея", 1863; "Упражнения в русской грамматике...", 1864;
"Все будешь знать -- скоро состаришься", 1868). Наряду с другими поэтами "Искры" Б. сатирически
изобличает шпионов и доносчиков ("Знакомый незнакомец", 1868; "Едва затронем мы вопрос...", 1869).
Если в стихотворениях первой половины 60 гг. нередки у Б. безысходные ноты при изображении
горькой участи бедняка, то в конце 60 -- нач. 70 гг. сатира Б. приобретает оптимистически
наступательный характер. Поэт верит в силы и дух народа, в его социальное пробуждение ("Песня
доброго молодца", "Знакомая картина"). Это связано и с огромным интересом поэта к подъему
освободительного движения в Европе. Его многочисленные поэтические отклики на политические
события 1860--1870 гг. метки, актуальны и революционны по духу ("Дела пошли прекрасно тут...", 1868;
"Для грозной силы непонятно...", 1868; "У министров буржуазных...", 1870). Характерны заинтересованно
сочувственные стихотворные отклики Б. на события Парижской Коммуны ("Диалог Версальского и
Парижского хора", 1871; "Площадная панорама", 1871). Французский революционный гимн "Марсельеза"
впервые был опубликован на русском языке в переводе Б. (у него: "Ребята, в смертный бой!", 1868--1870,
опубл. в 1885 г.). Эти и другие политические стихи Б. свидетельствуют о том, что он одним из первых
русских поэтов увидел и воспел великую историческую роль пролетариата.
Б.-- поэт некрасовской школы, его творчеству свойственны демократизм, социальная
заостренность, реалистичность его поэзии. Стихи Б. сюжетны. В них нередки песенные интонации,
строфа строится как куплет с рефреном, что характерно для поэтов "Искры". Распространенным приемом
Стр.1