Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525279)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Страницы: богословие, культура, образование

Страницы: богословие, культура, образование №2 2014 (90,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID293344
АннотацияАкадемический богословский журнал "Страницы: богословие, культура, образование" стремится преодолеть пропасть, лежащую между богословием и культурой, верой и образованием, церковью и обществом. В нем можно найти ответы на многие вопросы религиозно-философской жизни нашего времени. Издание рассчитано на образованного читателя и может служить прекрасным пособием для самообразования. В журнале представлены следующие рубрики: библеистика, богословие, философия, проблемы современной церкви, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, история церкви, литургика, слово и образ, размышления, религия и наука, образование, мировые религии, переводы, новые религиозные движения, персоналии, встречи, богословские досуги.
Страницы: богословие, культура, образование [Электронный ресурс] .— М. : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996 .— 2014 .— №2 .— 160 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/293344

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОМ 18, ВЫПУСК 2 БИБЛЕИСТИКА 163 Арсений Соколов Жанровое многообразие пророческих текстов 180 Мартин Хенгель Иудейство и раннее христианство РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Э. Бодров (гл. ред.), священник Михаил Евдокимов, архимандрит Августин (Никитин), К. <...> ISSN 1562-1421 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2014 www.standrews.ru БОГОСЛОВИЕ 198 Ганс Урс фон Бальтазар Богословская эстетика и деэстетизация богословия 217 Джеральд О'Коллинс Пасхальные явления Иисуса и переживания утраты ДИАЛОГ 235 Эдвард Кесcлер Мария – еврейская мать 250 Пол Фиддес Экклезиология койнонии у католиков и баптистов: герменевтика, перихорезис и индивидуальность ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ 270 Сергей Брюн Восточный престол «князя апостолов». <...> СЛОВО И ОБРАЗ 286 Наталья Боровская Поэтика застолья в живописи Фландрии XVII в. <...> ПЕРСОНАЛИИ 293 Иннокентий Павлов К 100-летию Брюса М. <...> The Elimination of Aesthetics from Theology: Catholic Version 217 Gerald O'Collins Easter Appearances and Bereavement Experiences DIALOGUE 235 Edward Kessler Mary – The Jewish Mother 250 Paul Fiddes Koinonia Ecclesiology among Roman Catholics and Baptists: Hermeneutics, Perichoresis and Personhood HISTORY OF THE CHURCH 270 WORD AND IMAGE 286 PERSONALITIES 293 Sergey Brun The Eastern See of Saint Peter. <...> Andrew’s Biblical Theological Institute Jerusalem St, 3, Moscow, 109316 Russia Tel/Fax: +7 495 6702200, 6707644, Email: standrews@standrews.ru www.standrews.ru THEOLOGY CULTURE EDUCATION БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. <...> 163–179 Арсений Соколов Жанровое многообразие пророческих текстов* ВСТУПЛЕНИЕ З адача этой статьи – показать на примерах из книг поздних пророков жанровое многообразие Танаха. <...> Это справедливо для любой из литератур, как древних, так и современных, и Танах здесь не исключение. <...> Scaiola, I Dodiciprofeti: perche “minori”?, Bologna, 2011; Арсений Соколов, “Единство книги Двенадцати пророков”, Страницы, 16 (2012), c. <...> АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2014 * Доклад на Общецерковной научно-богословской конференции “Современная библеистика и Предание Церкви”, Москва, 26-28 <...>
Cтраницы_№2_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Cтраницы_№2_2014.pdf
БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 18:2 (2014) С. 163–179 Арсений Соколов Жанровое многообразие пророческих текстов* ВСТУПЛЕНИЕ З адача этой статьи – показать на примерах из книг поздних пророков жанровое многообразие Танаха. Изучение жанров важно, так как разные жанры требуют разных интерпретационных подходов. Это справедливо для любой из литератур, как древних, так и современных, и Танах здесь не исключение. Невозможно адекватно понять библейские тексты, не обращая внимания на их жанровые и стилистические особенности. В этом небольшом обзоре мы коснемся лишь книг так называемых поздних пророков, в состав которых входят четыре книги – Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга Двенадцати малых пророков1 . За исключением некоторых прозаических частей и пассажей, эти книги написаны в стихотворной форме. Не следует, однако, забывать, что в ветхозаветной литературе не всегда можно четко разграничить поэзию и прозу. Проза по своей искусности может порой возвышаться до поэзии; в свою очередь, поэтические тексты могут опускаться до прозаизмов или разрываться нарративом2 . Как верно отмечает отечественный библеист Андрей Десницкий, «четкого разграничения между прозой и поэзией в Ветхом Завете нет, а есть, скорее, два полюса, между которыми лежит достаточно обширная область промежуточных форм»3 . 1 О единстве книги Двенадцати малых пророков см., напр.: D. Scaiola, I Dodiciprofeti: perche “minori”?, Bologna, 2011; Арсений Соколов, “Единство книги Двенадцати пророков”, Страницы, 16 (2012), c. 3-12. 2 О путях выработки критериев в определении отличий еврейской архаической поэзии от прозы см., напр.: Т. Вевюрко, “Поэзия vs проза и некоторые другие проблемы изучения архаической израильской поэзии”, в: С.В. Лезов, С.В. Тищенко (ред.), Библия: литературоведческие и лингвистические исследования, вып. 3, М., 1999, с. 84-107 (там же – библиография по вопросу). 3 А. Десницкий, Поэтика библейского параллелизма, М.: ББИ, 2007, с. 66. © БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2014 * Доклад на Общецерковной научно-богословской конференции “Современная библеистика и Предание Церкви”, Москва, 26-28 ноября 2013 г.
Стр.3
164 БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ В последние десятилетия исследование древнееврейской поэтики получило новый виток развития. Одним из пионеров применения критических методов общего литературоведения к Библии явился испанский филолог и библеист Луис Алонсо Шёкель (1920-1998), долгие годы бывший профессором Библейского института в Риме. Его замечательные работы пока, к сожалению, не доступны русскому читателю и все еще ждут своего переводчика. Бóльшая часть примеров, которыми мы проиллюстрируем настоящий доклад, взята из книг Алонсо Шёкеля «Руководство по еврейской поэтике» и «Пророки»4 . Классификация биб лейских жанров – вещь общепризнанная и устоявшаяся в мировой библеистике, здесь не нужно изобретать велосипеда. Все, что требуется – ввести эту классификацию в наш русский научный обиход. Итак, сделаем небольшой обзор литературных жанров, представленных у поздних пророков, сначала в традиционной библейской классификации (то есть классификации, опирающейся на термины самого библейского текста), затем – в современной литературоведческой. БИБЛЕЙСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Самым распространенным в Танахе поэтическим жанром является šîr, песнь. У поздних пророков, как и в других поэтических текстах, этот термин иногда сопровождается уточняющей адъективацией. Так, у Иезекииля мы встречаем šîr ʽăgābîm, любовную песнь, или любовные куплеты. Весть этого пророка о разрушении Иерусалима воспринимается переселенными в Вавилонию иудеями как нечто незначительное, как какая-нибудь пустая уличная песенка. Господь говорит своему пророку: Вот, ты для них – словно певец любовных куплетов (šîr ʽăgābîm) с красивым голосом и приятным аккомпанементом (Иез 33:32). 4 L. A. Schökel, Manual de poetica hebrea, Madrid, 1987. L. A. Schökel, Profetas, Vol. I, Madrid, 1980. Из других работ Алонсо Шёкеля по ветхозаветной герменевтике следует назвать его докторскую диссертацию Estudios de poética hebrea, Barcelona, 1963, а также такие книги, как Hermeneutica de la Palabra, Madrid, 1986 и La Palabra inspirada, Madrid, 1987. Среди других авторов, проводивших обширные исследования ветхозаветной поэтики, следует упомянуть Вильфрида Уотсона (W.G.E. Watson, Classical Hebrew Poetry, Sheffield, 1984), Нортропа Фрая (N. Frye, The Great Code. The Bible and Literature, New York – London, 1984) и Роберта Олтера (R. Alter, The Art of Biblical Poetry, New York, 1985). А не так давно появилась и на русском языке первая солидная монография на тему ветхозаветной поэтики – процитированная выше “Поэтика библейского параллелизма” Андрея Десницкого, которая легла в основу его докторской диссертации по филологии.
Стр.4