Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Со-творение образа. Богословие иконы (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЯзыкова Ирина
ИздательствоМ.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея
Страниц365
ID293306
АннотацияКнига обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами христианского искусства. Ирина Языкова удачно сочетает богословский и эстетический подходы, ведь «прекрасное» – не только эстетическая, но и богословская категория. Открывая мир иконы, читатель, даже самый неискушенный в богословских вопросах, откроет для себя мир любви, красоты, святости, а значит, увидит тот свет, который способен преобразить и его самого.
ISBN978-5-89647-269-8
УДК246.5
ББК86.37
Языкова, И. Со-творение образа. Богословие иконы / И. Языкова .— Москва : Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2012 .— 365 с. : ил. — (Современное богословие) .— ISBN 978-5-89647-269-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/293306 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Именно это и отличает автора предлагаемой вниманию уважаемого чисеми признано, что русская православная икона — одно из высочайших достижений человеческого духа. <...> Через созерцание иконы человек приобщается 2 Архимандрит Зинон (Теодор). <...> Об этих и многих других смыслах иконы повествует книга И. К. Языковой. <...> Иларион, митрополит Волоколамский, доктор философии, председатель ОВЦС 5 Архимандрит Зинон (Теодор). <...> Отправляясь в путь, православный христианин по обычаю берет с собой небольшой походный иконостас, или складень. <...> Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. <...> Языкова СО-ТВОРЕНИЕ ОБРАЗА лись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. <...> Открытие иконы в начале XX века заставило взглянуть по-новому как сторонников, так и противников иконопочитания на предмет спора. <...> Но понимать смысл иконы и почитать иконописный образ не одно и то же. <...> Истинная Икона с точки зрения ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 25 красота — категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя может проявляться в этом мире. <...> Иоанн Дамаскин рассматривалась только как произведение искусства. <...> Вероучительную функцию иконы подчеркивали святые отцы, относя иконописание к области богословия. <...> Иоанн Дамаскин, крупнейший апологет иконопочитания, утверждал, что невидимое и труднопостигаемое передаются в иконе посредством зримого и доступного. <...> Иконописный канон складывался постепенно, в течение веков, вырастая из богословского понимания образа, поэтому канон не мыслился как внешние рамки, ограничивающие иконописца, а воспринимался скорее в качестве основы, духовного стержня, благодаря которому существует икона как художественное произведение <...>
Со-творение_образа._Богословие_иконы.pdf
ББК 86.37 УДК 246.5 Я 41 Языкова Ирина Со-творение образа. Богословие иконы/Серия «Современное бого словие». — М.: Издательство ББИ, 2012. — 368 с.: илл. ISBN 978-5-89647-269-8 Книга обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами христианского искусства. Ирина Языкова удачно сочетает богословский и эстетический подходы, ведь «прекрасное» – не только эстетическая, но и богословская категория. Открывая мир иконы, читатель, даже самый неискушенный в богословских вопросах, откроет для себя мир любви, красоты, святости, а значит, увидит тот свет, который способен преобразить и его самого. Верстка: Светлана Опарина Обложка: Дмитрий Купреев Генеральный информационный партнер – Портал «Pravkniga.ru» Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая размещение в сети Интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав. © Ирина Языкова, 2012 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012 ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316 standrews@standrews.ru, www.standrews.ru
Стр.4
Содержание Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Г Л А В А 1 Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Г Л А В А 2 . Слово и образ. Художественный и символический язык иконы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Г Л А В А 3 . Новое небо и новая земля. Икона в литургическом пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Г Л А В А 4 . Торжество православия. Иконоборчество и иконопочитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Г Л А В А 5 . Иконография Иисуса Христа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Г Л А В А 6 . Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Г Л А В А 7 . Образ Богородицы в русской иконографии . . . . . . . . . . . . . . . 140 Г Л А В А 8 . Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Стр.5
Г Л А В А 9 . В поисках утраченного света. Пути богословия и эстетики в XVI–XVII веках. . . . . . . . . . . . . 203 Г Л А В А 1 0 . Пути неисповедимые. Церковное искусство в Синодальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Г Л А В А 1 1 . Икона — благовестие современному миру . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Стр.6