Ельцина ПЛЕНЭР Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособиядля студентов, обучающихся по направлению подготовки 261400 «Технология художественной обработки материалов» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2014 УДК 75.022.81(075.8) ББК 85.14я73 К15 Рецензенты: кафедра станковой живописи Института изобразительных искусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии, протокол № 20 от 25.04.2013 г. (завкафедройВ. <...> ISBN 978-5-7996-1095-1 Учебно-методическое пособие знакомит студентов с историей возникновения пленэра, с основными принципами линейной и воздушной перспективы, закономерностями естественного освещения; включает описание законов и правил реалистического изображения в условиях пленэра. <...> Цель составления учебно-методического пособия состоит в том, чтобы ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами пленэра, познакомить с историей возникновения пленэра,помочь сформировать у студентов особое видение природыв ее цветовом и тональном многообразии. <...> Учебно-графическая практика проходит в условиях открытого пространства,в условиях различных природных состояний и естественного освещения: меняется освещение в течение дня, меняются состояния природы (туманная погода, пасмурная, ясная и т.д.) <...> Выполнение различных заданий практики (например, этюдов и зарисовок, прил. <...> 1–5) связано с поиском путей художественной передачи различных состояний природы, глубины пространства, направлено на изучение взаимоотношения предметного мира и пространственной среды. <...> Как правило, под термином пленэр подразумевается работа над пейзажем, но также на пленэре выполняются этюды и зарисовки отдельных деталей пейзажа(растительных мотивов – цветов, деревьев и кустарников, веток; камней; малых архитектурных форм – беседок, фонтанов, крылец). <...> Стремясь к точной передаче действительности художественными средствами, художники накапливали опыт <...>
Пленэр.pdf
УДК 75.022.81(075.8)
ББК 85.14я73
К15
Рецензенты: кафедра станковой живописи Института изобразительных искусств
Уральской государственной архитектурно-художественной академии,
протокол № 20 от 25.04.2013 г. (завкафедройВ. В. Костин);
Н. Б. Козюк (старший преподаватель кафедры основ архитектурного
проектирования факультета архитектуры Уральской государственной
архитектурно-художественной академии)
Научный редактор– доц., канд. техн. наук, чл.-корр. АИН РФ В. М. Карпов
В оформлении обложки использована иллюстрацияА. Н. Бенуа «Вид Кронштадта
с пирса Петергофа».
Кайзер, Н. В.
К15 Пленэр: учебно-методическое пособие / Н.В. Кайзер. – Екатеринбург:
Изд-во Урал.ун-та, 2014. – 76 с.
ISBN 978-5-7996-1095-1
Учебно-методическое пособие знакомит студентов с историей возникновения
пленэра, с основными принципами линейной и воздушной перспективы, закономерностями
естественного освещения; включает описание законов и правил реалистического
изображения в условиях пленэра.Рассматриваются художественные и методические
аспектывыполнения живописных и графических заданий учебной практики.
В качестве вариантов выполнения заданий используются работы студен-тов
кафедры ТХОМ института материаловедения и металлургии.
Библиогр.: 9 назв. Прил. 5.
УДК 75.022.81(075.8)
ББК 85.14я73
ISBN 978-5-7996-1095-1
© Уральский федеральный
университет, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................................. 4
1.История развития пленэра ................................................................................... 5
2.Основы пленэра .................................................................................................. 10
2.1. Изобразительная грамота .......................................................................... 10
2.2. Зрительные ощущения и зрительное восприятие ................................... 12
2.3. Основы перспективы ................................................................................. 20
2.4.Особенности солнечного освещения ........................................................ 26
2.5.Колорит и воздушная перспектива ............................................................ 29
3. Рисунок на пленэре ........................................................................................... 33
3.1. Общие сведения .......................................................................................... 33
3.2. Материалы и техники рисунка на пленэре .............................................. 34
3.3. Зарисовки и наброски растений ................................................................ 40
3.4. Рисунок пейзажа ......................................................................................... 45
4.Живопись на пленэре ......................................................................................... 49
4.1.Общие сведения ........................................................................................... 49
4.2. Материалы и техника акварельной живописи на пленэре ..................... 51
4.3.Этюды растений .......................................................................................... 57
4.4.Этюды пейзажа ............................................................................................ 59
Перечень библиографических ссылок ................................................................ 64
Библиографический список .................................................................................. 65
Приложение1. Рисунок растений......................................................................... 66
Приложение2. Рисунок пейзажа .......................................................................... 68
Приложение3.Изображение различных состоянийвоздушной
пространственной среды. Этюды ....................................................................... 70
Приложение4. Этюды растений ........................................................................... 71
Приложение5.Этюды пейзажа ............................................................................. 72
75
Стр.76