Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. <...> Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др. <...> Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. <...> Так, при изучении культуры Древнего Востока на первый план выходит факт обожествления природных явлений: солнца, воды, животных и т. д. <...> Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется у совсем другого народа – славян в другую эпоху, представляя, таким образом, их языческую культуру. <...> Структура и принципы культурологического знания Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. <...> Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. <...> Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации. <...> На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический <...>
Культурология.pdf
УДК 168.522(075.8)
ББК 71я73
К90
Авторы: Т. Ю. Быстрова, О. И. Ган, Л. Б. Вожева, Н. И. Журавлева, С. В. Мельникова,
А. В. Булатова, Е. В. Головнева, К. И. Кабанова, Е. В. Блошенко,
Н. С. Алабушева
Рецензенты:
канд. пед. наук, доц. А. В. Степанов (кафедра дизайн интерьера Российского
государственного профессионально-педагогического университета ИнИС);
канд. пед. наук, проф. И. М. Клименко (Уральский государственный педагогический
университет)
К 90
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд.
ист. наук, доц. О. И. Ган. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. –
192 с.
ISBN 978-5-7996-1163-7
Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине
«Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм
обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология»,
уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать
место культурологического знания в современном обществе, сформировать
наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание
многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения
науки в современном обществе, способность к критическому восприятию
информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность,
религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе.
Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология».
Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной
литературы.
Учебник рекомендован для студентов дневной формы обучения всех специальностей
и направлений подготовки УрФУ.
УДК 168.522(075.8)
ББК 71я73
ISBN 978-5-7996-1163-7
© Уральский федеральный
университет, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение в культурологию ................................................................ 4
2. Культура как предмет культурологического изучения ............... 10
3. Школы культурологии ..................................................................... 27
4. Социодинамика культуры ............................................................... 36
5. Межкультурные коммуникации диалог культур ......................... 47
6. Культурные ценности и нормы ....................................................... 56
7. Религия и культура ........................................................................... 67
8. Искусство в системе культуры ........................................................ 79
9. Дизайн как социокультурный феномен ......................................... 92
10. Генезис культуры в первобытную эпоху ................................... 103
11. Основные тенденции развития культуры востока ................... 115
12. Основные тенденции развития
западно-европейской культуры ........................................................ 127
13. Основные тенденции развития русской культуры ................... 140
Приложения ........................................................................................ 150
Приложение 1 .............................................................................. 150
Приложение 2 .............................................................................. 172
Приложение 3 .............................................................................. 181
3
Стр.4