Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Курс лекций по валеологии

0   0
Первый авторНидюлин Виктор Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц102
ID292763
АннотацияУчебное пособие по дисциплине "Валеология" для студентов факультета педагогического образования и биологии по направлению "Психология" соответствует стандартам ГОС ВПО бакалавр. Материалы пособия отражают основные проблемы здорового образа жизни, которые необходимо знать учащейся молодежи. В книге изложены основные направления ЗОЖ: психологические, гигиенические и социологические проблемы здоровья. Пособие предназначено для освоения основных методических подходов изучения физического здоровья, работоспособности и здорового образа жизни. -Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2013. - 118 с.
Нидюлин, В.А. Курс лекций по валеологии / В.А. Нидюлин .— : [Б.и.], 2013 .— 102 с. — URL: https://rucont.ru/efd/292763 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Если просвещенный Х1Х век, преклоняясь перед разумом и высшими достижениями человеческого духа, брезгливо отворачивался от бессознательных проявлений души, считая их негативными, то в ХХ столетии долгое время наблюдалось пренебрежение как раз к здоровым компонентам психики, рассуждения о которых часто казались слишком банальными, отвлеченными и уводящими от понимания подлинной природы человека. <...> Валеоустановки выступают как интегральные образования, объединяющие когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты психики, которые определяют индивидуальную феноменологию здоровья и здорового образа жизни. <...> Мы стремились обобщить и проанализировать все доступное многообразие социокультурного, социально-психологического и индивидуально–личностного опыта, связанного с проблематикой здоровья и болезни, чтобы более искушенно подойти к основной теоретической задаче психологии здоровья – построению гипотетической модели здоровой личности. <...> В вопросах здоровья и болезни как нигде более применим позитивистский подход, согласно которому та или иная теория не может быть признана « более истинной», чем другие, и ее выбор мотивируется лишь извлекаемой из нее пользой. <...> Впрочем, построение эвристической модели здоровой личности не единственная теоретическая задача. <...> Не менее важно определить тот социокультурный контекст, в котором эталонные образцы здоровья и модели здорового существования используются представителями научных и профессиональных сообществ для воспроизводства уже имеющихся и порождения новых форм оздоровительной практики. <...> Это означает постижения здоровья не только как философской категории и обобщенной характеристики человеческого бытия, но с сложного, многообразного феномена культуры. <...> Кроме того, следует помнить, что « общее пространство знания», в котором ориентируется искушенный психотерапевт, овладевший определенной теорией с ее специфическими способами <...>
Курс_лекций_по_валеологии.pdf
Стр.1
Стр.12
Стр.30
Стр.40
Стр.66
Стр.79
Стр.82
Стр.92
Курс_лекций_по_валеологии.pdf
Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ На наш взгляд, от современной психологической науки требуется то, на что в свое время решились основатели глубинной психологии – показать человеку другую, игнорируемую и недооцененную им сторону его душевной жизни. Если просвещенный Х1Х век, преклоняясь перед разумом и высшими достижениями человеческого духа, брезгливо отворачивался от бессознательных проявлений души, считая их негативными, то в ХХ столетии долгое время наблюдалось пренебрежение как раз к здоровым компонентам психики, рассуждения о которых часто казались слишком банальными, отвлеченными и уводящими от понимания подлинной природы человека. Внутриличностный конфликт характеризует личность в гораздо большей степени, нежели ее способность сохранять здоровье и душевое благополучие – таков основной научный предрассудок ХХ столетия, которым объясняется существенный пробел в современной психологической науке – отсутствие в ней целостной и четко структурированной психологической теории здоровья. Чтобы заполнить этот пробел, необходимо, осмыслив и систематизировав то, что уже достигнуто великими психологами прошлого века (такими как К.Г. Юнг, Р. Ассаджоли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, С. Гроф и др), сделать предметом тщательного междисциплинарного и кросс – культурного изучения феноменологию здоровья и болезни во всем многообразии ее психологических и социокультурных аспектов. Обозначили особые группы социокультурных и индивидуально - личностных факторов, которые, на наш взгляд, определяют специфику восприятия феномена здоровья и являются регуляторами различных оздоровительных практик (как социальных, так и индивидуальных). Прежде всего, мы поставили перед собой задачу осмыслить те эталонные социокультурные основания, на которых современная медицина, психология и психотерапия строят свою ежедневную практику. Посредством теоретического анализа нами выделены устойчивые социокультурные эталоны здоровья, действующие как формирующие матрицы социальных представлений, концепций, моделей и существующие независимо от национальной специфики восприятия. Ими в значительной мере и определяются общие принципы интерпретации феноменов здоровья и болезни. Далее следуют этнические модификации этих эталонов, имеющие более узкую область применения, заключенную в границах отдельной культуры, и отражающиеся в национальных образах, символах, языковых конструктах. Кроме того, нами анализируются социальные представления о здоровье, разделяемые представителями определенных сообществ. Согласно теории С. Московичи, это специфические компоненты обыденного сознания, своеобразные образы – стереотипы, расхожие суждения, «знания здравого смысла» и другие формы коллективного восприятия и «конструирования» действительности, играющие 1
Стр.1
Лекция №2 Здоровье как приспособленнность индивида к окружающей среде. Наряду с античной концепцией здоровья как внутриличностной согласованности широкое распространение и признание получила альтернативная модель, возникшая на стыке социологического подхода и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии. Обозначим ее как «адаптационную модель здоровой личности». В данном случае мы также имеем дело с устойчивым социокультурным эталоном здоровья, который находит выражение как в научных теориях (их условно можно назвать «адаптационными теориями»), так и на уровне массового сознания, оперирующего такими характеристиками, как «хорошо адаптированный», «адекватно или неадекватно реагирующий», «неприспособленный к жизни» и т.п. Второй адаптационный эталон охватывает систему отношений индивида с окружающим его миром и предполагает рассмотрение проблем здоровья и болезни во внешнем плане жизнедеятельности человека. Чтобы лучше понять специфику этого эталона, остановимся на основных положениях «адаптационной модели». Адаптационная модель здоровой личности сформировалась в границах тех научных теорий и подходов, которые фокусируются на характере взаимодействия индивида с его окружением, как на основном аспекте человеческого существования. В основе любого рассуждения о здоровье здесь лежит представление о биосоциальной природе человека, формирующейся и претерпевающей преобразования в процессе адаптации к окружающему миру. Главный критерий оценки оптимального функционирования – характер и степень включенности индивида во внешние биологические (или экологические) и социальные системы. С одной стороны, подразумевается такой уровень развития природных задатков индивида, при котором обеспечивается выживание и приспособление к окружающей его природной среде. С другой стороны, речь идет о степени сформированости его социальных отношений и мере соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом. Насколько адекватно реагирует человек на типичные жизненные ситуации? Справляется ли он с возложенными на него социальными обязанностями соответствует ли определенным социальным функциям и нормативам? Такие и подобные им вопросы возникают неизбежно, когда мы пытаемся определить, здоров ли человек, в рамках «адаптационной модели». В данном контексте оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром. Такое представление о здоровье является продуктом научной мысли Х1Х столетия. Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, во-первых, в эволюционном учении Ч.Дарвина, который считал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящей ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, в во-вторых, в 12
Стр.12
Лекция № 3. Первичные валеоустановки как интегрирующие структуры психики. Здоровье и экономика. Будущее государства,как известно,зависит от состояния экономики. Устойчивый ее рост определяется территорией, наличием природных ресурсов, уровнем технологического развития промышленности и сельского хозяйства. Их работоспособность позволяет использовать все богатство страны и превратить его в богатство народа и каждого человека в отдельности. Без человека,его возможностей и заинтересованности в производстве государство существовать не может. С точки зрения экономиста есть 2 ключевых момента, имеющих экономическое значение: 1.Способность, умение и мотивация к труду. 2.Относительное преобладание работающих по сравнению с неработающими. Совершенно очевидно,что чем больше будет пенсионеров и детей; чем выше производительность труда,тем богаче будет государство. Кто же конкретно в стране решает эту проблему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует проанализировать, от чего зависит производительность труда и увеличение срока работоспособность. Очевидно, что чем дольше период работоспособности, тем меньше пенсионеров. Все ли люди уходят на пенсию по старости? Нет. Очень многие прекращают трудовую деятельность по болезни и инвалидности. К сожалению, раньше уходят на пенсию люди интенсивно трудившиеся и наиболее квалифицированные (60). Бытует мнение, что безработица является стимулятором заинтересованности в труде и тем самым ведет к повышению его интенсивности и повышению производительности. С точки зрения мотивации это,может быть, и правильно, но при учете условий труда и физических возможностей организма выясняется,что продолжительноть активной жизни людей, занятых на производстве, резко сокращается.У нас и сейчас отмечается более ранняя смертность мужчин, занятых на производстве,а при безработице она будет прогрессировать. Отсюда возникает второй аспект- интенсивность работы. Работоспособность зависит от степени физического здоровья, обученности (профессионализма) и мотивации (заинтересованности). Если мотивацию можно повысить за счет идеологии, страха перед наказанием или увольнением, угрозой снижения зарплаты и перспективной голодания всей семьи(как альтернатива идеологии), то способность интесивно работать невозможно повысить ничем, кроме здоровья. Никакие угрозы, кнут, закон не помогут.Увеличим интенсивность-сократим срок работоспособности и, наоборот, увеличив продолжительность-сократим интенсивность. Более того– 30
Стр.30
Лекция № 4 Оценка состояния здоровья и пути формирования ЗОЖ. Понятие об окружающей среде Жизнь современного человека сопряжена с посоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Понятие «окружающая среда» включает специальные, природные и искуственно созданные физические, химические, биологические факторы, т.е. все, что прямо или косвенно способно воздействовать на жизнь и деятельность человека. Экологические факторы делятся на три группы: -абиотические (факторы неживой природы: климатические, гидрофизические, гидрохимические, огонь и др.) -биотические (связанные с выявлением живых существ), т.е. обусловленные воздействием, которые оказывают друг на друга живые существа; - антропогенные(созданные человека) Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Все шире пропасть между человеком и природой. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих,но и для будущих поколений. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ О состоянии и перспективахздоровья населения сегодня по России четко видны все признаки депопуляции, т.е. вымирания и вырождения населения. Рождаемость по России за последние годы составляет 9 человек, смертность-13-15человек на 1000населения. Продолжительность жизни за последние 10 лет по России снизилась на 10 лет. Показатель брачности на 1000 населения составил 7,разводимостиоколо 4. Среди детей, поступающих в 1йкласс, 70-80% имеют различные отклонения в состоянии здоровья: от функциональных растройств до хронических заболеваний. За время обучения в школе дети теряют еще 7580% своего здоровья. После окончания школы 58% выпускников имеют ограничения в выборе профессии и службы в армии по состоянию здоровья. По заключению Петербургской медицинской педиатрической академии, число практически здоровых детей в г. Калининграде, занимающихся в спортивных секциях, составляет 6% (По материалам ИКЭМ СО РАН и Статистического управления Калининградской области). Кто же брошен на тушение пожара депопуляции?. Медицинаи система здравоохранения. Всем здравомыслящим ясно, что это «битье по хвостам», по последствиям, а не по причинам. Как же снабжается здравоохранение в этом неравном бою?Финансирование его по России(и Калининградской области)составляет не более половины от требуемого.Даже при самом 40
Стр.40
Лекция №5 Валеология как область знаний. 1.Основы физиологии физическоготруда Труд – первое и основного условие человеческого существования. Физилогия труда изучает изменения физиологических процессов в организме человека, связанные с его трудовой деятельностью. Труд-целесообразная деятельность.Человек создает потребительские стоимости.С физиологической точки зрения труд есть функция человеческого организма.Трудовая деятельность осуществляется благодаря затрате энергии человеческого мозга,нервов,мускулов.С физической точки зрения работа-мера внешнего воздействия на тело, которая количественно характеризует переход одной формы энергии в другую. Измеряется она произведением силы,действующей на тело,на пройденный путь(при прямолинейном пути) и на косинус угла между направлениями силы и движения. Энергия для сокращения мышцы получается в результате взаимодействия актомиозина с АТФ и экзотермической реакции расщепления АТФ на АДФ и фосфорную кислоту.Образовавшаяся при этом химическая энергия превращается при сокращении мышцы в механическую работу. АТФ является своего рода аккумулятором и генератором энергии.Для зарядки этого аккумулятора необходимо восстановление его фосфатных связей,т.е.необходимо, чтобы вАДФ . Это восстановление осущнствляется за счет энергии, освобождающейся при расщеплении имеющегося в мышце креатинфосфата,и главным образом за счет реакции распада гликогена ,который превращается при участии фосфорной кислоты,освободившейся при расщеплении АТФ и креатинфосфората,в гексозофосфорную кислоту,затем в гексозы и,наконец,в молочную кислоту(анаэробная фаза). В аэробной фазе молочная кислота частично(1\5-1\4) окисляется в виде Н2О и СО2 и выводится из организма,а за счет энергии этого окисления остальная часть молочной кислоты ресинтезируется в гликоген. Всевозможные виды мышечной работы человека во время его трудовой деятельности можно отнести к легким ,средней тяжести и тяжелым работам. К легким относятся работы,характеризующиеся величиной потребления кислорода менее 0,5л\мин и энергетическими затратами менее 2,5ккал\мин.По уровню суточных энергетических затрат к ним относятся работы при которых суточные затраты равны 2300-3000ккал. К работам средней тяжести относятся работы с потреблением кислорода от 1л\мин,и энергетическими затратами от 2,5до 5ккал\мин. По уровню суточных энергетических затрат они характеризуется величиной 3100-3900ккал. К тяжелым относятся работы с потреблением кислорода, превышающим 1л\мин, и энергетическими затратами более 5ккал\мин. 66
Стр.66
Лекция №6 Гигиена умственного труда и методы антристрессовой релаксации Один из существенных факторов восстановления работоспособностирациональный режим труда и отдыха.Установлено,что правильное распределение рабочего времени,совершенствование личной техники работы, благоприятные санитарно-гигиенические условия сохраняют высокую работоспособность и повышают продуктивность труда на 15-20%. Выработке определенного ритма в деятельности организма способствует регулярность и чередование отдельных моментов режима дня.Активной деятельности человека способствует также и рефлекс,вырабатываемый на время. Например,нередко в поисках тишины и уединения некоторые люди откладывают выполнение работы на вечерние часы или на ночь. Этого не следует делать по следующим причинам: -вечернее и ночное время самое непродуктивное,так как все функции организма снижены; -от человека требуются дополнительные нервные усилия,значительно большие,чем днем; -эпизодическая работа ночью ведет к недостаточному отдыху днем,в результате чего возникает перенапряжение нервной системы,и,как правило ,на протяжении нескольких дней отмечаются вялость и малопродуктивное состояние. Многие работники умствеенного труда для кратковременного подъема работоспособности прибегают ко всевозможным искусственным стимуляторам: лекарственным препаратам; крепкому чаю или кофе;выкуриванию с коротким интервалом большого количества сигарет.Возможно,это дает кратковременный эффект. Однако общеизвестно,что многократный прием стимулирующего средства снижает в дальнейшем его действие на организм,наступает привыкание или пристрастие,и человек обрастает вредными привычками,которые подрывают его здоровье и расслабляют волю. Например,выкуренные 3-4 сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминания на 5-6%.Правда,крепкий сладкий чай или кофе действительно активизируют мыслительную работу ,поскольку глюкоза является энеретическим материалом ,в котором постоянно нуждается мозг.Однако прием количествах сахара может способствовать развитию сахарного диабета. При планировании режима дня человек должен иметь в виду следующее: -время продуктивной умственной работы индивидуально и зависит от возраста ,состояния здоровья,профессиональной подготовки, особенностей центральной нервной системы; -необходимо концентрировать усилия на определенном вопросе и только после его решения переходить другим вопросам. 79
Стр.79
ЛЕКЦИЯ№7 1.Основы психологии и профилактика стрессов 1.Понятие о психогигиене и неврозах Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену,самовоспитание духовной сферы,нравственную жизненную позицию,чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью-это путь к интегральной личности,не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями,неуверенностью. Психическое здоровье предусматиривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти,внимания,воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств. Современному человеку приходится гораздо чаще,чем раньше,переносить повышенные эмоциональные нагрузки.В силу обслуживания сложных машин механизмов эти нагрузки испытывают не только работники умственного труда,но и многие рабочие. Средства массовой информации делают каждого из нас участником многих событий,которые часто являются причинами выраженных эмоциональных переживаний и в отдельных случаях могут даже поводом к развитию болезненных состояний.Впоследние годы у многих людей усложнились психологические нагрузки при решении бытовых вопросов. Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека.Научная и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес психологических и физиологических к проблеме социальных, стрессов.Английское слово»стресс»(напряжение)употреблялось в нескольких значениях, преимущественно в физике,психиатрии и разговороной лексики.В психи атрии оно применялось для обозначения душевного напряжения,в разговорной речи –для обозначения тягостных состояний.В биологической и медицинской литературе термин «стресс»получил широкое рас-пространение благодаря исследованиям канадского ученого Г.Селье. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения ,возникающая в связи с действием факторов,угрожающих благополучию организма или требующих интенсивность мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением дипазона повседневных колебаний.Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера,силы и продолжительности стрессирующего воздействия,конкретной стрессовой ситуации,исходного состояния организма и его функциональных резервов. Согласно концепции Г.Селье,возникающий при стрессе общий адаптационный (приспособительный)синдром проходит три фазы :тревогу,устойчивость и истощение.Последовательность изменений состояния человека при нарастающих стрессах характеризуется четырьмя степенями напражения: 1-я степень-мобилизация приспособительных механизмов, рост внимания и активности,повышение умственной и физической работоспособности; 82
Стр.82
Лекция № 8. Гигиена питания и культура приема пищи, физкультура, здоровье – в движении. 1.Физиология мышечного движения Мышечное движение,как известно,является формой существования материи.Перемещение в пространстве все виды животных осуществля-ют за счет мышечного сокращения .У новорожденного ребенка общая масса скелетной мускулатуры составляет 20-22% массы тела,у взрослого -35-40,в пожилом возрасте-25-30%. За счет взаимного перемещения нитевидных сократительных белковактина и миозина происходит сокращение мышечных волокон. В процессе сокращения мышечных волокон актиновые нити вытягиваются вглубь промежутков между миозиновыми кистями,что приводит к укорочению мышечного волокна. Эти перемещения возможны в результате изменения внутриклеточного содержания электролитов (натрия, калия, кальция, магния). Оно запускается первичным возбуждением (деполяризацией)мышечных клеток, вслед за которым формируется направленное движение электролитов. Энергетическое обеспечение сокращения мышц осуществляется гидролизом АТФ с преобразованием химической энергии ее фосфатной связи в механическую(сила актомиозиновых мостиков). Мышечная активность сопровождается: - тахикардией и увеличением систолического и минутного объемов крови; -перераспределением крови между органами и системами (например, работающие интенсивно мышцы получают до 80%объемного кровотока, а в покое-только 20%; - уменьшением кровотока в органах брюшной полости; -возрастанием до 150-200мм рт.ст.систолического артериального давления; -увеличением максимального потребления кислорода. С изменением деятельности аппарата кровообращения изменяется и дыхательная функция. Установлено, что под влиянием систематических мышечных упражнений и занятий спортом повышаются функциональный уровень и физическая работоспособность организма. В условиях правильно организованных тренировочных нагрузок формируется то состояние,которое определяется термином» спортивное сердце». К характерным физиологическим особенностям «спортивного сердца»относятся: -урожение выработки импульсов в синусом узле,приводящих к синусовой брадикардии в покое (до 35-40имп\мин,а в норме синусовый ритм 60-80имп.\мин,меньшая частота сердечных сокращений в первые 10мин нагрузки,а также способность к более сжатому восстановлению исходной частоты пульса после окончания нагрузки; 92
Стр.92