Конструирование социальной проблемы здоровья средствами массовой коммуникации / Ж.В. Савельева. <...> Вопрос о конструировании социальной реальности СМК рассматривается через кристаллизацию подходов неклассической социологической теории – конструктивизма, семиологии, постмодернистских концепций. <...> СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СМК: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 СМК и конструирование социальных проблем: теория и методология…………. <...> ….…………….37 1.3 СМК как знаковая система: изучение дискурсов масс-медиа в социологическом исследовании. <...> ….153 2.3 Социальное конструирование здоровья и болезни в российском новостном пространстве. <...> ……….180 2.5 Медиа-производство «здоровья» на уровне повседневных практик организации: журналистские критерии отбора и оценки специфики проблемы……………………. <...> ……………………236 2.6 Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации: дискурсивное конструирование нормы и патологии………………………………………………………. <...> 327 3 технологии, ПРЕДИСЛОВИЕ «Социальное конструирование реальности» - это концепт, который был введен в научный оборот, благодаря известной работе П.Бергера <...> 4 используют связанных некотором в духе «нейтральное» понятие «конституирование», что позволяет избежать более с смысле в Общаясь с коллегами на тему «конструирования социальных проблем СМК», часто приходится слышать суждения примерно такого рода: конструирование – это значит, что какого-либо социального факта (социальной проблемы, болезни) объективно не существует. <...> Схожую с нашей точку зрения о классическом, позитивистском прочтении (с позиции истина/ложь) отнюдь не классического концепта «социальное конструирование реальности СМК» находим в статье П. <...> Субъект высказывания, социальный контекст, использование разных вариантов для построения риторических фигур, частота, место и время появлений данного высказывания на фоне того, что могло быть сказанным, но осталось невысказанным <...>
Конструирование_социальной_проблемы_здоровья_средствами_массовой_коммуникации.pdf
УДК 316.77
ББК 60.56
Печатается по рекомендации редакционно-издательского совета
Казанского государственного технологического университета
Научный редактор – доктор социологических наук,
профессор Л.А. Бурганова
Рецензенты:
Ф.А. Ильдарханова, доктор социологических наук, профессор, директор
НИЦ семьи и демографии АН РТ;
Л.М. Мухарямова, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой
истории, философии и социологии КГМУ
Савельева Ж.В.
Конструирование социальной проблемы здоровья средствами массовой
коммуникации / Ж.В. Савельева. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та,
2010. – 330 с.
ISBN 978-5-7882-0945-6
Монография посвящена актуальным вопросам, связанным с определением роли
средств массовой коммуникации в жизни современного общества. Вопрос о
конструировании социальной реальности СМК рассматривается через кристаллизацию
подходов неклассической социологической теории – конструктивизма, семиологии,
постмодернистских концепций. В работе рассматриваются факторы, влияющие на работу
современных журналистов при освещении той или иной проблемы, принципы
технологического, культурологического и организационного характера, лежащие в основе
механизмов масс-медийной репрезентации реальности объективного мира, общества.
Особое внимание уделяется теоретическим истокам, школам и методикам проведения
дискурсивного анализа журналистских текстов. Подходы к исследованию процессов
конструирования демонстрируются на примере социальной проблемы здоровья.
Работа представляет интерес для студентов, преподавателей и исследователей в
области социологии, политологии, культурологии,
специалистов
в области
здравоохранения, а также для журналистов и специалистов по управлению общественными
отношениями.
ISBN 978-5-7882-0945-6
© Савельева Ж.В., 2010
© Казанский государственный технологически
университет, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………….…...................4
1. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СМК:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 СМК и конструирование социальных проблем: теория и
методология…………...…………………………………………...11
1.2 «Производство» символической реальности на уровне
журналистской
организации:
структура,
культура…………………………………………..….…………….37
1.3 СМК как знаковая система: изучение дискурсов масс-медиа в
социологическом исследовании.....................................................62
1.4 Масс-медиа после Современности: новые формы
коммуникации……………………………………………………..99
2.
ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ СМК
2.1 Здоровье и болезнь как социальная проблема общества
Модерна…………………………………………………………..123
2.2 «Здоровье» и «болезни» россиян: статистические,
социологические и политические конструкции………….…...153
2.3 Социальное конструирование здоровья и болезни в
российском новостном пространстве..………………………... 166
2.4 Стратегии конструирования социальной проблемы здоровья
СМК………………………………………………...……….........180
2.5 Медиа-производство «здоровья» на уровне повседневных
практик организации: журналистские критерии отбора и оценки
специфики проблемы……………………....……………………236
2.6 Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной
коммуникации: дискурсивное конструирование нормы и
патологии………………………………………………………...280
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….300
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……….310
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….327
3
технологии,
Стр.3