ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1 ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ ВЫПУСК II 2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШИИ 1920-е годы 3 УДК 08 ББК 71 Х98 Печатается по постановлению Ученого Совета Чувашского государственного института гуманитарных наук от 23 декабря 2004 г. Научный редактор М.Г. Кондратьев Художественная культура Чувашии: 1920-е годы. <...> Книга иллюстрирована фотографиями из архивов ЧГИГН и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Чебоксар. <...> © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2005 г. 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Десятилетие, следовавшее за политическими переворотами 1917 года и Гражданской войной, – особый период в истории культуры как Чувашии, так и всей России. <...> Главным результатом их интеллектуальных усилий стала конкретизация представлений о многообразии, сущности и специфике процессов в местной культуре двадцатых годов, рассматриваемой как в территориальном (вновь образованная Чувашская автономия как часть и провинция России), так и в цивилизационном и этнокультурном (мировая – русская – чувашская художественная культура) планах. <...> Отображая художественную жизнь Чувашского края, хроника включила и некоторые принципиально важные факты общероссийской культурной политики, непосредственно влиявшие на местную жизнь. <...> Первый раздел «Художественная культура Чувашии 1920-х», таким образом, выполняет функцию введения, отвечающего на вопросы: что было, что (отчасти и почему) появилось и развивалось или, наоборот, не получило развития. <...> Даниловой «Ф.П. Павлов, С.М. Максимов: Творческая деятельность на пересечении идеологий» и Л.И. Бушуевой «“Национальная идея” в музыкальной культуре: венгеро-чувашские 6 параллели начала ХХ века» анализируют деятельность и идеи Павлова и Максимова в области развития национального музыкального искусства, проводя параллели в русской и венгерской культурах, и тем самым помещают их в широчайший культурный контекст <...>
Художественная_культура_Чувашии__20-е_годы_XX_века.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………………....................
Хроника
Художественная культура Чувашии 1920-х (сост. М.Г. Кондратьев) …….…...........
Исследования
М.Г. Кондратьев. Художественная культура Чувашии 1920-х: структура и эволюция
И.В. Данилова. Ф.П. Павлов, С.М. Максимов: Творческая деятельность на
пересечении идеологий ................................................................................................
Л.И. Бушуева. «Национальная идея» в музыкальной культуре: венгеро-чувашские
параллели начала ХХ века ...........................................................................................
В.Г. Харитонова. Общинное и индивидуальное сознание в культуре Чувашии
1920-х годов ......................................................................................................................
Р.В. Михайлова. Особенности духовности российского крестьянства в 20–30-е
годы ХХ века ....................................................................................................................
Ю.В. Викторов. М.С.Спиридонов и консолидация сил профессиональных
художников Чувашии ......................................................................................................
Ю.М. Артемьев. Диалектика чувашского и универсального в поэтическом
сознании П. Хузангая ....................................................................................................
Г.Б. Матвеев. Эволюция чувашского народного зодчества в 1920-е годы ..............
А.И. Мордвинова. Деятельность Комиссии по изъятию церковных ценностей в
1920-е годы в Чувашии ..................................................................................................
Материалы
«Центральные работники не имеют сведений…» Из стенограммы заседания
Государственной комиссии по просвещению 3 июля 1919 г. (Вступительные
замечания В.Г. Харитоновой) .....................................................................................
«…Первые вырастают отпрыски в области кристаллизации искусства». Доклад о
фактической работе подотдела искусств Отдела по народному образованию
Автономной Чувашской области за 1920 год (Вступительные замечания М.Г.
Кондратьева) ..................................................................................................................
Публикации
А.И. Некрасов: «… Изучать судьбы русского искусства на чувашской почве в
интересах самой Чувашии» (Вступительные замечания А.И. Мордвиновой)
Красная площадь Чебоксар в 1926 году (аэрофотоснимок)
(Комментарии Р.К. Рахимова) ……………………………………………….......
259
Стр.259