БОБРОВ, Семен Сергеевич [около 1763, Ярославль -- 22.III(2.IV).1810, Петербург] -- поэт. Сын
священника. Учился сначала в духовной семинарии, с 1780 г.-- в гимназии при Московском
университете, а затем в 1782--1785 гг.-- в самом университете. В студенческие годы был членом
московского масонского "Дружеского ученого общества" Н. И. Новикова. Закончив образование в 1785
г., переезжает в Петербург и с 1787 г. определяется в Канцелярию Сената по геральд-мейстерским делам.
Принимает, активное участие в петербургском Обществе друзей словесных наук, членом которого был и
А. Н. Радищев, оказавший, несомненно, влияние на Б.-- особенно на его эстетические воззрения. Начав
печататься еще будучи студентом, сотрудничал в московских и петербургских журналах "Покоящийся
трудолюбец", "Собеседник любителей русского слова", "Детское чтение", "Зеркало света", "Беседующий
гражданин" (в котором А. Н. Радищев опубликовал свою "Беседу о том, что есть сын отечества"). С 1792
г. служит в г. Николаеве в Черноморском адмиралтейском управлении при адмирале Н. С. Мордвинове.
Вероятно, отъезд из столицы был связан с закрытием Общества и арестами Радищева и Новикова.
Находясь на юге России, Б. много путешествовал по делам службы, неоднократно ездил в Крым, города
Херсон, Керчь, Одессу. Впечатления поездок были использованы в его поэме "Таврида", или Мой летний
день в Таврическом Херсонесе" (Николаев, 1798), переименованной во втором издании в "Херсониду,
или Картину лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом" (Спб., 1804). В этой поэме автор
рассказывает о животном и растительном мире Крыма, его геологическом и историческом прошлом, о
завоевании полуострова Россией, рисует поэтические картины величественной крымской природы,
которые находят отклик в переживаниях лирического героя, разлученного со своей возлюбленной.
Около 1800 г. Б. возвращается в Петербург, где продолжает служить по морскому ведомству в
должности переводчика адмиралтейств коллегии, а затем одновременно и переводчиком Комиссии
составления законов. В 1804 г. выпускает единственное собрание своих сочинений "Рассвет полнощи,
или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России с
последованием дидактических, эротических и других разного рода в стихах и прозе опытов Семена
Боброва" (Часть I--IV.-- Спб.). В начале XIX в. участвует в занятиях Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств и печатается в журналах Общества: "Северный цветник", "Лицей",
"Талия", "Цветник". 19 октября 1807 г. принимается в члены Общества. В 1805 г. пишет статью
"Происшествие в царстве теней, или Судьбина российского языка" -- труд, явившийся одновременно и
филологическим исследованием и политическим памфлетом, направленным на защиту просветительских
традиций XVIII в. В 1807--1809 гг. выходят мистико-аллегорические философские поэмы Б. "Древняя
ночь Вселенной, или Странствующий слепец" в 2 т. (Спб.) и "Россы в буре, или Грозная ночь на
Японских водах" (Спб.).
Уже после смерти писателя, в 1812 г. был издан его труд "Древний российский плаватель, или
Опыт краткого дееписания о прежних походах Россиян" -- первое научное исследование по истории
русского мореплавания с древнейших времен по XVII в. включительно.
Среди современников Б. выделялся образованностью. Он свободно владел несколькими
древними и современными языками. Б. оставил много сочинений в разных жанрах, но наибольший
интерес представляют его труды, в которых он продолжает ломоносовские традиции научнофилософской
поэзии и вместе с тем подготавливает будущую "поэзию мысли" Ф. И. Тютчева, Е. А.
Баратынского, Д. В. Веневитинова, поэтов-славянофилов. В лучших своих стихах ему удается сочетать
точность поэтического видения, образность языка, глубину мысли и искренний лиризм, делающий эти
опыты подлинными произведениями поэзии. Вот, напр., описание вечерних сумерек на закате солнца:
"Какая густота подъемлется седая / К горящим небесам с простывших сил полей! / Смотри, почти везде
простерлась мгла густая, / И атмосфера вся очреватела ей! / С востока ночь бежит к нам с красными
очами; / Воззри сквозь тень на блеск красот ее, Зорам!" (Поэты 1790--1810-х годов.-- С. 75). В
стихотворении "Царство всеобщей любви" поэт видит в любви первичную космическую силу,
созидающую гармонию вселенной: "Еще вкруг солнцев не вращались / В превыспренных странах миры, /
Еще в хаосе сокрывались / Сии висящие шары, / Как ты, любовь, закон приняла / И их начатки
оживляла" (Там же.-- С. 71).
Космические мотивы, картины природы, исполненные сурового трагизма, мрачная
напряженность лирики дают возможность увидеть в Б. одного из ранних представителей
предромантизма. Б. широко использовал в своих стихах архаизмы, видя в древнерусской и народной
лексике средство в борьбе за утверждение национальной самобытности русской литературы.
"Принебрегши драгоценный вкус нашей древности, по крайней мере в старобытных песнях или
народных повестях и поговорках,-- писал он,-- не перестаем пресмыкаться в притворе знания своего и,
никогда не растворяя собственных красок, пишем чужою кистью и даже с кичливою некоей радостью
употребляем чужие слова и вкус не только в чужой одежде, но и свои родные одеваем на
иноплеменничью стать" ("Таврида...". Предисловие).
Стр.1