БЛОК, Александр Александрович [16(28).XI.1880, Петербург -- 7.VIII.1921, Петроград] -- поэт,
драматург. Отец -- философ, профессор Варшавского университета. Мать -- А. А. Бекетова, по второму
браку -- Кублицкая-Пиоттух. Родители Б. разошлись сразу после рождения будущего поэта, и он
воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Его дед
известный русский ботаник А. Н. Бекетов некоторое время был ректором Петербургского университета,
бабка и все ее дочери занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, а одна из них (Е.
А. Краснова) даже была удостоена за свой сборник стихов похвального академического отзыва.
Как поэт Б. формировался под влиянием традиций русской классической литературы, свято
почитавшихся в семье Бекетовых. Вместе с тем атмосфера семьи содержала и значительный элемент
религиозной экзальтации, что заметно сказалось в понимании Б. ценностных категорий искусства. В
начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В. А. Жуковского.
"Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на
меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем",-- писал позже поэт в "Автобиографии".
Тонкому и глубокому восприятию поэзии Жуковского способствовало то обстоятельство, что все летние
месяцы Б. проводил в подмосковном имении деда -- Шахматове Певец природы, как назвал Жуковского
В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего
мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Далекий от
теоретических философских доктрин, Б. поэзией романтизма был подготовлен к принятию
основополагающих принципов искусства символизма. Уроки Жуковского не прошли для Б. бесследно:
взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Б. в 1901 г. к творчеству
Вл. Соловьева. Русский поэт и философ-мистик В. С. Соловьев был признан "духовным отцом"
младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.).
Идейный стержень его учения -- мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира,
погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая
предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого, новой
богоматерью. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Б., составивших
первую книгу его стихов "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Хотя в основе стихотворений лежит живое
подлинное чувство любви к невесте, позже -- жене поэта -- Л. Д. Менделеевой (дочери знаменитого
химика Д. И. Менделеева), лирическая тема, преломленная в аспекте соловьевского идеала, приобретает
звучание темы любви священной. "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. / Все в облике одном
предчувствую Тебя. / Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, / И молча жду,-- тоскуя и любя". "Стихи о
Прекрасной Даме" -- несомненно произведение символистское: платоновская по происхождению, давно
и прочно усвоенная романтиками идея двоемирия, противопоставление скорбного здесь и прекрасного
там, святость возвышенных неземных идеалов героя, стремление его в край обетованный, решительный
разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты и созерцательности -- важнейшие
идейные черты нового искусства России на рубеже веков, нашедшие заметное воплощение в раннем
творчестве Б. Поэтому Б. сразу же, как только вышли "Стихи о Прекрасной Даме", занял едва ли не
центральное место в рядах символистов. Явственны в книге Б. и признаки символистской эстетики.
Этому способствовало то, что он сам ощущал себя поэтом фетовской школы (как и Вл. Соловьев),
находился под обаянием поэтической стилистики Фета, которого символисты называли в числе своих
литературных учителей. Уже в ранних произведениях проявились важнейшие качества стиха Б.:
музыкально-песенный строй, тяготение к звуковой и цветовой выразительности, метафоричность языка,
сложная структура образа все то, что теоретики символизма называли импрессионистическим
элементом, считая его важным компонентом эстетики символизма. Все это определило успех первой
книги Б. в среде его новых единомышленников. Но в стихах юного поэта уже можно было различить
такие качества, как напряженность лирического чувства, страстность и исповедальность, в них зерно
будущих главных завоеваний Б.-поэта: безоглядного максимализма и всегдашней искренности.
Поэтический дебют Б. пришелся на годы кануна первой русской революции 1905--1907 гг.
революционная ситуация, складывавшаяся в стране, резкое обострение классовых противоречий, все
чаще принимавшее формы открытых столкновений трудящейся массы с "хозяевами жизни", наложили
неизгладимый отпечаток на искусство той поры и литературу, пробуждая в ней темы борьбы, протеста,
социальной активности. Изменение тонуса литературы затронуло не только ее демократическое крыло во
главе с "буревестником" М. Горьким, но все школы и направления, символизм в т. ч. Отозвался на
революцию и Б. В этот период проявилось важное свойство Б.-художника -- социальная чуткость. Он,
сравнивший сердце художника со стрелкой сейсмографа, всегда поворачивающейся в сторону
возмущения, прежде всего сам был поэтом такого типа. В преддверии революции мистические упования
символистов обнаружили свою иллюзорность. Мотивы сомнения, неверия проникли уже в
"золотолазурные" "Стихи о Прекрасной Даме" Б., а последние части книги буквально полнятся ими.
Стр.1