Е. А. Земсков ГИМНАСТИКА: ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 – Физическая культура Москва Издательство «Физическая культура» 2008 УДК 373.103.71 З 55 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин, доктор педагогических наук, профессор С. В. Малиновский, доктор педагогических наук, профессор В. А. Кабачков. <...> З 55 Гимнастика: типология уроков физической культуры в школе / Е. А. Земсков. <...> ISBN 978-5-9746-0094-4 В учебном пособии "Гимнастика: типология уроков физической культуры в школе" на основе обобщения теоретико-методических материалов и многолетней практической работы по подготовке учителей физической культуры излагаются теоретические основы, аргументированно обосновывается классификация и структурная организация, раскрываются содержание и особенности методики проведения различных типов уроков физической культуры с преимущественным использованием средств гимнастики в классно-урочной системе обучения школьников. <...> ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ . <...> Комплексное решение задач физического воспитания на уроках гимнастики . <...> Основы моделирования уроков, направленных на развитие двигательно-координационных способностей (ДКС) . <...> Примерные упражнения для формирования способностей оценивать динамические и временные параметры движений. <...> Примерные упражнения для формирования способностей сохранять равновесие. <...> Примерные упражнения для воспитания координации движений всем телом. <...> Основы моделирования уроков, направленных на развитие скоростных способностей. <...> Основы моделирования уроков, направленных на развитие силовых способностей. <...> Основы моделирования уроков, направленных на развитие гибкости . <...> Настоящее учебное пособие ставит цель сформировать <...>
Гимнастика_типология_уроков_физической_культуры_в_школе.pdf
УДК 373.103.71
З 55
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин,
доктор педагогических наук, профессор С. В. Малиновский,
доктор педагогических наук, профессор В. А. Кабачков.
Земсков, Е. А.
З 55 Гимнастика: типология уроков физической культуры в школе /
Е. А. Земсков. – М. : Физическая культура, 2008. – 192 с.
ISBN 978-5-9746-0094-4
В учебном пособии "Гимнастика: типология уроков физической культуры в
школе" на основе обобщения теоретико-методических материалов и многолетней
практической работы по подготовке учителей физической культуры излагаются
теоретические основы, аргументированно обосновывается классификация и структурная
организация, раскрываются содержание и особенности методики проведения
различных типов уроков физической культуры с преимущественным использованием
средств гимнастики в классно-урочной системе обучения школьников.
Учебное пособие предназначается для студентов физкультурных учебных
заведений с углубленной педагогической подготовкой, учителей физической
культуры, методистов по педагогической практике, специалистов-слушателей институтов
повышения квалификации.
Учебное пособие может использоваться в магистратуре и аспирантуре по
педагогическим специальностям.
УДК 373.103.71
ISBN 978-5-9746-0094-4 © Земсков Е. А., 2008
© Издательство «Физическая культура», 2008
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................... 5
Глава I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ УРОКА
ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ ........................................................ 6
1.1. Основные требования к профессиональной
подготовке учителя физической культуры ............................ 6
1.2. Комплексное решение задач физического
воспитания на уроках гимнастики .......................................... 9
1.3. Типология уроков гимнастики в школе................................ 15
Глава II. ТИПЫ УРОКОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ.......................................................... 21
2.1. Структура смешанного урока ................................................ 22
2.2. Структура урока разучивания новых упражнений.............. 26
2.3. Структура урока закрепления учебного материала ............ 38
2.4. Вводный урок .......................................................................... 40
Глава III. ТИПЫ УРОКОВ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ......................................................... 41
3.1. Основы моделирования уроков, направленных
на развитие двигательно-координационных
способностей (ДКС) ............................................................... 42
3.1.1. Примерные упражнения для воспитания
чувства пространства.................................................... 55
3.1.2. Примерные упражнения для формирования
способностей оценивать динамические
и временные параметры движений............................. 57
3.1.3. Примерные упражнения для формирования
способностей сохранять равновесие........................... 58
3.1.4. Примерные упражнения для воспитания
координации движений всем телом............................ 58
3.1.5. Тесты для оценки ДКС.................................................... 59
3
3
Стр.3
3.2. Основы моделирования уроков, направленных
на развитие скоростных способностей................................. 68
3.3. Основы моделирования уроков, направленных
на развитие силовых способностей....................................... 80
3.4. Основы моделирования уроков, направленных
на развитие выносливости ..................................................... 87
3.5. Основы моделирования уроков, направленных
на развитие гибкости .............................................................. 92
3.6. Структура комбинированного урока .................................... 98
3.7. Основы моделирования урока с корригирующей
направленностью .................................................................. 101
Глава IV. ТИПЫ УРОЧНЫХ ФОРМ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
(КОМПЛЕКСНЫЕ УРОКИ) ................................................ 131
4.1. Основы моделирования комплексного урока
с преимущественным использованием средств
гимнастики............................................................................. 131
4.2. Структура комплексного урока физической культуры .... 135
4.3. Основы моделирования учебно-тренировочного урока .... 149
4.4. Основы моделирования урока с профессиональноприкладной
направленностью............................................. 150
4.5. Основы моделирования урока
со спортивно-прикладной направленностью..................... 151
Глава V. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МАССОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ
В ШКОЛЕ................................................................................ 164
5.1. Значение соревнований по гимнастике .............................. 164
5.2. Характеристика и программа соревнований
по гимнастике........................................................................ 165
5.3. Положение о соревнованиях по спортивной гимнастике..... 167
5.4. Методика подготовки и проведения соревнований .......... 169
5.5. Основы методики судейства................................................ 171
Библиографический список................................................................... 178
4
Стр.4