Т. В. Панасюк, С. И. Изаак, Е. Н.Комиссарова АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДОШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие Москва Издательство «Физическая культура» 2005 УДК 373 П16 Рецензенты: д. п. н., проф. <...> Н. Р. Карелина (СанктПетербургская Государственная педиатрическая медицинская академия) Т. В. Панасюк, С. И. Изаак, Е. Н. Комиссарова Антропологический мониторинг дошкольников. <...> Т. В. Панасюк (Российский Государственный Университет фи зической культуры, спорта и туризма) 3. д. м. н., доцент Е. Н. Комиссарова (СанктПетербургская Государ ственная медицинская педиатрическая Академия) В учебном пособии представлены анатомофизиологические особен ности детей дошкольного возраста, индивидуальнотипологическое раз нообразие детей периода первого детства, а также основные методы оценки физического развития дошкольников и их реализация в монито ринге состояния физического здоровья подрастающего поколения. <...> Физическое развитие дошкольников в системе мониторинговых исследований…………………. <...> Возрастнополовые особенности дошкольников в рамках общероссийского мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи…………………………………………………. <...> Показатели биологической зрелости и критерии школьной зрелости…………. <...> …107 6 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ А ВР варианты развития ВР «А» ВР «В» ВР «С» ГУВ Д ДДУ астеноидный тип конституции ускоренный вариант развития вариант развития, соответствующий хронологическому возрасту замедленный вариант развития габаритный уровень развития дигестивный тип конституции детские дошкольные учреждения ДТ длина тела ЖЕЛ ИГМР КУВ ЛФК М МаС МегС МеС МеМаС МиМеС МиС НаС ПШЗ ТЖС жизненная емкость легких индекс «гармоничности морфологиче ского развития» компонентный уровень варьирования лечебная физическая культура мышечный тип конституции макросомный соматический тип мегалосомный соматический тип мезосомный соматический тип мезомакросомный <...>
Антропологический_мониторинг_дошкольников.pdf
УДК 373
П16
Рецензенты:
д. п. н., проф. А. Г. Комков
(СанктПетербургский научноисследовательский институт
физической культуры и спорта)
д. м. н., проф. Н. Р. Карелина
(СанктПетербургская Государственная педиатрическая
медицинская академия)
Т. В. Панасюк, С. И. Изаак, Е. Н. Комиссарова Антропологический
мониторинг дошкольников. Учебное пособие / Под общ. ред. к. п. н., до
цента С. И. Изаак — М., 2005. — С. 110.
Авторский коллектив:
1. к. п. н., доцент С. И. Изаак (Всероссийский научноисследователь
ский институт физической культуры и спорта)
2. к. б. н. Т. В. Панасюк (Российский Государственный Университет фи
зической культуры, спорта и туризма)
3. д. м. н., доцент Е. Н. Комиссарова (СанктПетербургская Государ
ственная медицинская педиатрическая Академия)
В учебном пособии представлены анатомофизиологические особен
ности детей дошкольного возраста, индивидуальнотипологическое раз
нообразие детей периода первого детства, а также основные методы
оценки физического развития дошкольников и их реализация в монито
ринге состояния физического здоровья подрастающего поколения.
Учебное пособие подготовлено в рамках подпрограммы «Физическое
воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской
Федерации» (2002—2005 годы) Федеральной целевой программы «Моло
дежь России» (20012005 годы) и рекомендовано к использованию в учеб
ном процессе для студентов, магистров и аспирантов институтов физиче
ской культуры, факультетов физической культуры и дошкольного воспи
тания педагогических вузов, а также для слушателей курсов повышения
квалификации спортивнопедагогических работников.
ISBN 5974600088
© Т. В. Панасюк , С. И. Изаак , Е. Н. Комиссарова
© Издательство «Физическая культура», 2005.
Стр.2
4
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений……………………………................................... 6
Введение ………………………………………………….............................. 7
Раздел 1. Морфофункциональные особенности
детей дошкольного возраста………………………..........................9
1.1. Анатомические особенности опорно
двигательного аппарата…..........................................................13
1.2. Тотальные размеры тела…………………………………………....20
1.3. Методики оценки антропологических признаков.…… 24
1.4. Пропорции тела……..……………………………………………........30
1.5. Полуростовой скачок…………………………………………......…34
1.6. Костный, мышечный и жировой компоненты
массы тела……..............................................................................38
Контрольные вопросы…………………………………………………......42
Раздел 2. Физическое развитие дошкольников
в системе мониторинговых исследований…………………..... 44
2.1. Уровень физического развития дошкольников
и методы его оценки……………………………………………………......44
2.2. Возрастнополовые особенности дошкольников
в рамках общероссийского мониторинга физического
здоровья населения, физического развития детей,
подростков, молодежи…………………………………………………..... 50
2.3. Организация системы мониторинга
физического развития дошкольников……………………….....…53
Контрольные вопросы…………………………………………………......58
Раздел 3. Показатели биологической
зрелости и критерии школьной зрелости………….………......59
3.1. Остеологический критерий биологического
возраста.…………...........................................................................61
3.2. Одонтологический критерий биологического
возраста…………............................................................................65
3.3. Соматический критерий биологического
возраста.……………........................................................................67
Контрольные вопросы……………………………………………….........81
Стр.4
5
Раздел 4. Индивидуальнотипологические особенности
детей периода первого детства………………………................... 82
4.1. Типы конституции человека……………………………….........82
4.2. Формирование соматотипов в первом детстве……....... 87
4.3. Общепринятые схемы соматотипирования
дошкольников............................................................................. 89
4.3.1. Схема соматотипирования В. Г. Штефко
и А. Д. Островского....................................................................89
4.3.2. Многомерностатистический подход создания схем
конституциональной классификации……………………….......100
4.3.3. Схема соматотипирования Р. Н. Дорохова……......... 103
Контрольные вопросы………………………………………….............107
Рекомендуемая литература…………………………………..........…107
Стр.5