Что-то порвалось во времени, и ясно
явилась мне Она, иначе ко мне обращенная, - и раскрылось тайное. <...> Но есть люди, стоящие выше
"современной aurea mediocritas"*, - и тем-то из них, кто все-таки, часто
просто не вникая в суть и не разбирая, прилепляет удобное по краткости и
бранчивости звуков слово к нелюбимым произведениям известного рода, - им-то
пора разобрать, и определить, и выяснить свои мысли. <...> Наша литература (к
чести ее) очень мало за себя заступается, а на брань Бурениных не обращает
внимания, что имеет одну дурную сторону: публика-то так и остается в
неведении относительно литературных родов настоящего времени и все мешает в
одну
кучу
(чему, кстати, очень способствуют настоящие "упадочники",
дегенераты, имена которых история сохранит без благодарности). <...> Упадок (у нас?) состоит в том, что иные, или намеренно, или просто по
отсутствию соответствующих талантов, затемняют смысл своих произведений,
причем некоторые сами в них ничего не понимают, а некоторые имеют самый
ограниченный
круг
понимающих,
т.
е. только себя самих; от этого
произведение теряет характер произведения искусства и в лучшем случае
становится темной формулой, составленной из непонятных терминов - как
отдельных слов, так и целых конструкций. <...> __________
2 апреля
M-me Мережковская дала мне еще Бугаевские письма. <...> Эту склонность ощущал я (только не мог
формулировать, а Бугаев, Д. Мережковский <...> Религия чужда экстаза
(мы должны спать и есть и читать и гулять религиозно), она есть союз с
людьми против мира КАК КОСНОСТИ (?). <...> Религиозные люди не любят, они разделяют себя и свое
ремесло (искусство). <...> Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста. <...> В самом темном
стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а темной
музыкой пропитано и пресыщено. <...> 1907
1 августа
Мое несогласиe с Вяч. <...> Действительно, с мистическими анархизмами в литературу проникла какая-то
негодная струя. <...> Мистический анархизм
неуловим <...>
Из_записных_книжек_и_дневников.pdf
Александр Блок. Из записных книжек и дневников
-----------------------------------Оригинал
находится на сайте:
Серебряного века силуэт...
-----------------------------------ИЗ
ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК И ДНЕВНИКОВ
(фрагменты)
1901
26 сентября
В знаменье видел я вещий сон. Что-то порвалось во времени, и ясно
явилась мне Она, иначе ко мне обращенная, - и раскрылось тайное. Я видел,
как семья отходила, а я, проходя, внезапно остановился в дверях перед ней.
Она была одна и встала навстречу и вдруг протянула руки и сказала странное
слово туманно о том, что я с любовью к ней. Я же, держа в руках стихи
Соловьева, подавал ей, и вдруг это уж не стихи, а мелкая немецкая книга - и
я ошибся. А она все протягивала руки, и занялось сердце. И в эту секунду,
на грани ясновиденья, я, конечно, проснулся
1902
* * *
Стихи - это молитвы. Сначала вдохновенный поэт-апостол слагает ее в
божественном экстазе. И все, чему он слагает ее, - в том кроется его
настоящий бог. Диавол уносит его - и в нем находит он опрокинутого,
искалеченного, - но все милее, - бога. А если так, есть бог и во всем тем
более - не в одном небе бездонном, а и в "весенней неге" и в "женской
любви".
Потом чуткий читатель. Вот он схватил жадным сердцем неведомо полные
для него строки, и в этом уже и он празднует своего бога.
Вот таковы стихи. Таково истинное вдохновение. Об него, как об веру, о
"факт веры", как таковой, "разбиваются волны всякого скептицизма". Еще,
значит, и в стихах видим подтверждение (едва ли нужное) витания среди нас
того незыблемого Бога, Рока, Духа... кого жалким, бессмысленным и глубоко
звериным воем встретили французские революционеры, а гораздо позже и наши
шестидесятники.
Рече безумец в сердце своем: несть бог".
__________
В минуту смятенья и борьбы лжи и правды (всегда борются бог и диавол -
и тут они же борются) взошли новые цветы - цветы символизма, всех веков,
стран и народов. Заглушенная криками богохульников, старая сила почуяла и
послышала, как воспрянул ее бог, - и откликнулась ему. К одному вечному,
незыблемому камню бога подвалился и еще такой камень - "в предвестие, иль в
помощь, иль в награду".
Это была новая поэзия в частности и новое искусство вообще. К
воздвиженью мысли, ума присоединилось воздвиженье чувства, души. И все было
в боге.
Есть люди, с которыми нужно и
"логическом", - это те, с которыми
другими - с которыми все непрестанно чуется сродство на какой бы ни было
почве - надо говорить о сложном и "глубинном". Тут-то выяснятся истины мира
- через общение глубин (см. Брюсов).
__________
можно говорить только о простом и
не ощущается связи мистической. С
Стр.1