ПУФ. 2014. № 1 (13).
3–6
Земцов А. А. Общая структура направления «Финансы домохозяйств» (версия 5) и принцип генерации
учебных курсов // ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 3–6.
7–22
Земцов А. А. , Осипова Т. Ю. Отражение сферы консультационных услуг в российских диссертациях // ПУФ.
2014. № 1 (13). C. 7–22.
23–27
Никонова Я. И. Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем // ПУФ.
2014. № 1 (13). C. 23–27.
28–34
Казаков В. В. Обзор научных подходов к определению категории «крупный город» // ПУФ. 2014. № 1 (13). C.
28–34.
35–38
Ивасенко А. Г. Проблемы развития системы кредитования под залог земли в России // ПУФ. 2014. № 1 (13). C.
35–38.
39–45
Ярцева И. Ю. , Казаков В. В. Механизмы инвестиционного использования неналоговых доходов как
альтернатива муниципальным заимствованиям // ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 39–45.
46–48
Рукавишникова А. С. Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга как оптимизация его
стоимости // ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 46–48.
49–51
Газизов Р. М. Государственная политика по созданию фондов капитального ремонта многоквартирных домов
// ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 49–51.
52–56
Беломытцева О. С. , Антонян Д. Г. К вопросу о развитии IPO российских компаний // ПУФ. 2014. № 1 (13). C.
52–56.
57–62
Бутакова О. В. Принятие решений по оптимизации технологических процессов исполнения бюджетов в
Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю // ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 57–62.
63–67
Терентьев Н. Ю. Стили и процесс принятия решений // ПУФ. 2014. № 1 (13). C. 63–67.
68–70
Стр.1
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №1(13) 2014
УДК 336.115
А.А. Земцов
ОБщАя СТРУКТУРА
НАПРАВЛЕНИя
«ФИНАНСЫ
ДОМОхОзяйСТВ»
(ВЕРСИя 5) И ПРИНЦИП
гЕНЕРАЦИИ УЧЕБНЫх
КУРСОВ
Продолжено рассмотрение структуры
направления «Финансы домохозяйств», которое
развернуто в аспекте генерации учебных курсов;
выделены 3 части, 10 разделов и 61 тема.
Ключевые слова: финансы домохозяйств,
структура, учебные курсы.
Домохозяйство включает в себя как минимум
три компонента: человеческий, имущественный и
пространственный, поэтому его изучение является
по сути междисциплинарным, но с точки зрения
конкретного потребителя знаний – домохозяина –
домохозяйство едино, как и знания о нем.
Традиционно в начале года нами выпускается
статья под стандартным названием «Содержание и
структура направления «Финансы домохозяйств».
В 2013 г. выпущена версия 4 [2].
В связи с прагматической направленностью
работы под финансами понимается комплекс
(сумма) деятельностей по созданию,
сохранению, увеличению, использованию и
администрированию денежных фондов, которые
происходят в условиях неопределенности.
Кратко рассмотрим общие моменты направления
и приведем его структуру в аспекте отдельных
тем. Разделы и темы поделены на актуальные
и перспективные (спящие). Первые имеют
реальное содержание и структуру, вторые
присутствуют в виде возможности, они отмечены
звездочкой, к ним предполагается обратиться в
будущем.
В данной публикации появилось несколько
кардинальных изменений. Вопрос, возникающий
при более-менее серьезном исследовании
проблематики «Финансы домохозяйств», –
насколько применимы существующие в мире
подходы. Нами был проанализирован массив
американской учебной литературы [1]. Рассмотрев
по преимуществу структуру американских
учебников, мы пришли к ряду выводов, основной
из них – совпадая по духу, направления коренным
образом отличаются по букве, так как финансы
опираются на национальную правовую базу.
Поэтому если в ней нет какого-либо института или
инструмента, то его не может быть и в структуре
реального направления. Подробнее – в нашей
статье [3]. Следовательно, финансовую часть ФДХ
мы строим, исходя из общемировых положений,
но на национальной правовой базе.
Прежде всего, кроме собственно научного
значения, описания возможной структуры и
ее элементов в РФ, которое присутствует во
всех версиях, включая и последнюю, впервые
специально перечень тем рассматривается с
позиций учебных курсов, которые могут быть
прочитаны (естественно, вначале разработаны)
для студентов. Сразу же стало понятно, что все
предыдущие версии по существу предназначались
для экономистов (точнее, их финансово-учетного
профиля); так как в направлении использовались
знания, которые уже имеются у студентов, ко
времени чтения им дисциплины ФДХ (4-й курс).
Существующие временные рамки позволяют
рассматривать часть тем без проведения
практических занятий и курсовых работ, по
сути – введение в ФДХ. Но если речь идет о
студентах других специальностей, то в рамках
существующих стандартов не обойтись без очень
расширенного предисловия, а скорее – нулевой
части (3-го раздела), в которой рассматриваются:
I. Финансы (в адаптированно-системном
виде).
II. Финансовая система РФ, в том числе
топология и принципы (описание) деятельности
финансовых организаций, описание их услуг
(инструментов) и продуктов.
III. Очень концентрированные выжимки
экономических знаний, в том числе структура
цены, понятие активов. По содержанию эта
часть может базироваться на образовательных
стандартах, на перечне ВАК (скорректированном).
Потому, если речь идет о неэкономистах, курсы
могут быть элементарными, не предполагающими
глубокого понимания и продвинутости (на базе 0-й
части), есть и другой, не столь формальный момент.
Все домохозяйства отличаются друг от друга по
различным параметрам, самый фундаментальный
из них – структура действований, как она
рассмотрена А. Шютцем:
а) внешнее действование – просто делание;
б) скрытое действование – просто мышление;
в) поведение, которое замышляется заблаговременно,
т.е. базируется на заранее составленном
проекте, – действие;
3
Стр.3