Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение №4 2014

0   0
Страниц103
ID284911
АннотацияНаучный журнал был выделен в самостоятельное периодическое издание из общенаучного журнала «Вестник Томского государственного университета» в 2011 году.
Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2014 .— №4 .— 103 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/284911 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Этнографический туризм как форма актуализации этнокультурного наследия (на примере работы Лянторского Хантыйского этнографического музея) // Вестн. <...> Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. <...> Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области // Вестн. <...> Направления информатизации муниципальных сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. <...> Муниципальные библиотеки Кривошеинского района Томской области: история и современное состояние // Вестн. <...> Формирование документных фондов сельской библиотеки (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестн. <...> Korobeynikova Larisa A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). <...> № 3 (15) УДК 7.01 Е.Ф. Леванова ПЕРВОБЫТНАЯ АБСТРАКЦИЯ И ИСКУССТВО ПОСТ ЭПОХИ – ДВЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРЫ Данная статья представляет собой анализ двух художественных абстрактных традиций и посвящена исследованию художественных приемов абстрактного искусства. <...> В статье рассматриваются сущность и специфика феномена абстрактного искусства в культуре первобытной эпохи и культуре постмодернизма. <...> Представители искусства ХХ в. не раз черпали вдохновение в абстрактных (схематичных и пиктографических) произведениях первобытного художника, чьи художественные цели, к сожалению, останутся навсегда для нас загадкой. <...> Так, известный французский архитектурный критик и искусствовед Мишель Рагон пишет: «Первобытный художник воссоздает в своих скульптурах «дух земли», но не сами изображения воды, огня, земли. <...> Синкретизм сознания первобытного художника, его неспособность выделить художественную жизнь в особый вид деятельности во многом определили саму сущность древнего искусства. <...> Таким образом, именно в трудной, почти не оторвавшейся от природы реальности первобытного художника и надо, прежде всего, искать <...>
Вестник_Томского_государственного_университета._Культурология_и_искусствоведение_№4_2014.pdf
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 5–11 Коробейникова Л. А. Классические ценности европейской культуры: к вопросу о возникновении и развитии // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 5–11. 12–17 Леванова Е. Ф. Первобытная абстракция и искусство пост эпохи - две стороны культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 12–17. 18–27 Сохань И. В. , Нужа И. В. «Глобализация» российской гастрономической культуры сквозь призму языка // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 18–27. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 28–35 Золотарева Н. В. Этнографический туризм как форма актуализации этнокультурного наследия (на примере работы Лянторского Хантыйского этнографического музея) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 28–35. 36–43 Золотарева Н. В. , Курьянова Т. С. Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 36–43. 44–50 Сизова И. А. Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 44–50. БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 51–59 Колосова Г. И. Алтайская тема в графических работах художника П. Кошарова // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 51–59. 60–66
Стр.1
Кузоро К. А. Направления информатизации муниципальных сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 60–66. 67–85 Кузоро К. А. , Ситникова Ю. В. Муниципальные библиотеки Кривошеинского района Томской области: история и современное состояние // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 67–85. 86–100 Масяйкина Е. А. Формирование документных фондов сельской библиотеки (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 86–100. 101–105 Шитова Н. И. Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16). C. 101–105.
Стр.2
Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 4 (16) КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УДК 32 Л.А. Коробейникова КЛАССИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ В статье рассматривается процесс появления ценностей в европейской культуре, предопределивший основную ориентацию данного типа культуры. Рационализм, либерализм, индивидуализм, инструментализм, гуманизм – это разные стороны культурного процесса, тесно связанные между собой, находящиеся в сложном взаимодействии. Основные ценности культуры представляют собой нераздельную, движущуюся непрерывность, где все изменяется, но в то же время сохраняется, но в новом качестве, в связи с чем необходимо изучение рефлексии по поводу зарождения и развития основных ценностей европейской культуры. Ключевые слова: культура, динамика, процесс, рационализм, либерализм, индивидуализм, инструментализм, гуманизм. Первые формы рационального мышления, возникающие из определенных потребностей практики, изоформны ее структуре. Внутренний механизм возникновения рациональности – процесс трансформации мифологического мышления в понятийное. Античный рационализм характеризовало наличие методологической рефлексии, обращенной на мысль и на выражение мысли в слове. Рефлексия по поводу мышления привела к открытию гносеологической проблемы и к формированию рефлексивного мышления; рефлексия, обращенная на слово, открыла проблемы критики языка и кодификацию правил риторики и поэтики. Основа античной рациональности проявлялась в создании общих понятий о закономерной упорядоченности мира (космос) и познаваемости мирового порядка посредством логического мышления. Существование мирового разума-логоса являлось результатом философии созерцательного конструирования, предпосылкой рационального мышления. Для Платона рациональная деятельность – деятельность по правилам, основу которых составляют ментальные феномены-идеи. Аристотель создал концепцию логики как системы правил разумного, т.е. рационального рассуждения. Античный рационализм стремился к достижению равновесия между рефлексией и традицией, критикой и авторитетом, физикой и метафизикой. Это рационализм, сам ставящий себе границы, а не принимающий их извне. В культурной перспективе он мог создать достаточно логичный и непротиворечивый образ мира в отличие от мифологических представлений. Лежащая в основе классической логики идея противопоставления субъекта и объекта познания, содержащая в себе ориентацию на обладание, т.е. на репрессивный характер культуры, повлияла на последующие концепции рациональности. В Средневековье роль системообразующего принципа рациональности стала играть платонизированная идея монотеистического христианского бога. В эпоху Возрождения апология
Стр.3