Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Томского государственного университета

Вестник Томского государственного университета №1 2003

0   0
Страниц217
ID284687
АннотацияЖурнал является мультидисциплинарным периодическим изданием. Первоначально (с 1889 г.) он выходил под названием «Известия Томского университета», затем - «Труды Томского государственного университета», в 1998 году издание университетского журнала было возобновлено уже под современным названием. В настоящее время выходит ежемесячно. Входит в Перечень ВАК.
Вестник Томского государственного университета : Общенаучный периодический журнал .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2003 .— №1 .— 217 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/284687 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историческая наука в Германии на перекрестках "новой гуманитарности" Андреева Е.А. <...> Новая историческая наука" Франции глазами французских историков Участие антиядерного движения в формированиивзглядов молодежи по вопросам войны и мира в США в 1980-е годы: мотивы, формы, достижения Комплектование вооруженных сил в государствах Древнего мира Жеравина О.А. <...> Роль координала Хименеса де Сиснероса в истории университетского образования в Испании Ритуальный символизм повстанческой казни в России (по материалам Пугачевского восстания) Криницкая Г.С. <...> Особенности формирования Российского государства в исторической концепции Б.Н. Чичерина Либеральный социализм (к истории вопроса) Культура как фактор социализации личности: опыт осмысления проблемы в теоретических построениях либеральной профессуры Томского университета начала XX века Национальная программа Бунда: коррективы 1917 года Из истории взаимоотношений колчаковской власти и башкирского национального движения (1918-1920 гг.) <...> Черчиль и планы создания "европейской армии" Лицарева Е.Ю. <...> Из истории торгового товарищества Второвых Масленников А.В. <...> Винная монополия в Западной Сибири и организация казенной торговли ПОТАНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Потанин Г.Н. <...> Сибирское областничество: Биобиблиографический справочник КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ __________________ 208 209 211 205 192 195 164 167 171 176 180 183 185 212 21 21 № 276 ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА март ОБЗОР Ы УДК 930.2 С. Г. Ким ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ГЕРМАНИИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ «НОВОЙ ГУМАНИТАРНОСТИ» В условиях активно протекающих процессов обновления гуманитарных наук предпринят опыт анализа предложенных исторической антропологией моделей осмысления прошлого, нацеленных на постижение механизмов функционирования «живого целого», а не просто на систематизацию его разрозненных фрагментов с помощью абстрактных конструктов. <...> ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЕЁ «ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» На просторах <...>
Вестник_Томского_государственного_университета_№1_2003.pdf
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 276 Март СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРЫ Ким С.Г. Дериглазова Л.В. ИСТОРИЯ Удот С.Н. Мауль В.Я. Кисельникова Т.В. Харусь О.А. Нам И.В. Наумова Н.И. Грик Н.А. Историческая наука в Германии на перекрестках "новой гуманитарности" Андреева Е.А. "Новая историческая наука" Франции глазами французских историков Участие антиядерного движения в формированиивзглядов молодежи по вопросам войны и мира в США в 1980-е годы: мотивы, формы, достижения Комплектование вооруженных сил в государствах Древнего мира Жеравина О.А. Роль координала Хименеса де Сиснероса в истории университетского образования в Испании Ритуальный символизм повстанческой казни в России (по материалам Пугачевского восстания) Криницкая Г.С. Особенности формирования Российского государства в исторической концепции Б.Н. Чичерина Либеральный социализм (к истории вопроса) Культура как фактор социализации личности: опыт осмысления проблемы в теоретических построениях либеральной профессуры Томского университета начала XX века Национальная программа Бунда: коррективы 1917 года Из истории взаимоотношений колчаковской власти и башкирского национального движения (1918-1920 гг.) Советская политика цен и деревня в условиях нэпа (1921-1927 гг.) Дмитрова Е.В. О некоторых дипломатических усилиях Дж. Кеннана, Ф. Робертса и Н.В. Новикова в обстановке взвинчивания "холодной войны" Лекаренко О.Г. У. Черчиль и планы создания "европейской армии" Лицарева Е.Ю. Есипова В.А. Климкин В.М. Елизаров А.И. КРАЕВЕДЕНИЕ Быков А.А. Гутак О.Я. Причины и сущность интеграционных процессов на европейском и азиатском континентах в конце XX века Письменный источник как предмет материальной культуры 5 13 21 2003 39 46 53 63 71 77 83 90 98 108 115 120 129 Социальная защита детей в Сибири в XIX - начале XX века Андрющенко Б.К. Из истории торгового товарищества Второвых Масленников А.В. Римско-католическая церковь в Сибири. Проблемы и реформы в начале XX века Золотопромышленность юга Западной Сибири в первой половине 1920-х гг. Сосковец Л.И. Приходское духовенство Западной Сибири в послевоенный период 133 137 140 147 153
Стр.1
Кулемзин В.М. Игра в жизни и жизнь в игре Андрющенко Б.К. Винная монополия в Западной Сибири и организация казенной торговли ПОТАНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Потанин Г.Н. Адрианов А.А. Васенькин Н.В. <О Н.Г. Чернышевском> (публикация и комментарии Н.В. Серебренникова) Серебренников Н.В. Проблема авторства и датировки воззваний об отделении Сибири от России Из далекого прошлого (публикация В.М. Крюкова) Об одном томском адресе Г.Н. Потанина Моравский В.И. Автобиография (публикация Н.В. Моравского) ИСТОРИЯ ТГУ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ Кузнецов М.С. Жеравина А.Н. Кафедры общественных наук Томского государственного университета в 1981 - 1985 гг. 187 Жигалов Б.С. 40-летие кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета Из истории гимназического образования в Томске ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Майоров Н.И. Хазанов О.В. История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания (из опыта кафедры истории Древнего мира и средних веков исторического факультета ТГУ) МЕМУАРЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ПЕРСОНАЛИИ НАШИ ЮБИЛЯРЫ Станиславу Селиверстовичу Григорцевичу - 85 лет Талант, помноженный на труд. К 80-летию со дня рждения профессора кафедры истории и документоведения М.С. Кузнецова Борису Степановичу Жигалову - 70 лет РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ Харусь О.А. Рецензия. Сибирское областничество: Биобиблиографический справочник КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ __________________ 208 209 211 205 192 195 164 167 171 176 180 183 185 212 21 21
Стр.2
№ 276 ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА март ОБЗОР Ы УДК 930.2 С. Г. Ким ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ГЕРМАНИИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ «НОВОЙ ГУМАНИТАРНОСТИ» В условиях активно протекающих процессов обновления гуманитарных наук предпринят опыт анализа предложенных исторической антропологией моделей осмысления прошлого, нацеленных на постижение механизмов функционирования «живого целого», а не просто на систематизацию его разрозненных фрагментов с помощью абстрактных конструктов. Характеризуя механизмы процесса модернизации историографии ФРГ, нельзя не отметить отчетливый сдвиг в научных интересах «исторической гильдии» к conditio humana. Разговор идёт об анализе различных человеческих деяний и судеб с целью получения, путем использования более сложных методик, «аутентичного знания» о прошлом. Взгляд на историю «снизу» и «изнутри», ориентация на изучение условий жизни, склада ума и форм поведения отдельного человека были охарактеризованы прессой ФРГ как «зелёное» движение в исторической науке. С ним связывались её надежды как на достижение новых рубежей в познании, так и на обновление всей системы ценностей, что делает её опыт интересным и поучительным. ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЕЁ «ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» На просторах «новой гуманитарности» сформировалось сегодня множество версий «особого измерения» прошлого и осмысления его целостности. Их общим знаменателем стала неоспоримость того факта, что деятельность человека - это «способ бытия» исторической реальности. Действительно, человек постигает мир в формах своей собственной активности, а образы окружающих предметов сливаются для него с образами, построенными им самим. Его способность воплощать в жизнь свои намерения и достигать своих целей первоначально выступает составляющей его сознания и воли. Уже здесь проблема творческого начала бытия требовала нетривиальных подходов. По архивным документам историк мог филигранно реконструировать ход событий, их предысторию и последствия, восстановить экономические отношения в обществе и социальное расслоение, описать действующих в нем людей. Тем не менее, за скобками часто оставались их чувства и преимущественно те, которые не принесли никаких результатов. Скажем, учёными в достаточной степени были показаны связи крестьянских мятежей и городских восстаний с последствиями военных разрушений, с голодом или ростом налогов. Но вопрос о том, как такие материальные обстоятельства были опосредованы в сознании людей, вызывая те или иные поступки, зачастую оставался неразрешимым. Особенно ярко это проявлялось в тех случаях, когда возмущение выражалось в таких символических формах, как традиционные игры в «мир наоборот» во время средневековых мятежей и карнавалов [1. S. 9-58; 2. С. 166-185]. Не подвергалось сомнению также то, что в центре любого исследования поведения должен находиться действующий субъект, поскольку, как писал ещё М. Вебер, всякий поступок человека в обществе имеет «субъективный смысл». Одновременно немецкие учёные соглашались с тем, насколько сложной задачей является постижение этого смысла [3. С. 59]. Историки не раз убеждались в наличии значительной разницы между намерениями людей и их практическим осуществлением, между подлинными идеалами человека и его рассуждениями о них. Конечно, было разработано немало способов, чтобы преодолеть эти трудности при изучении деяний отдельных личностей в истории и получить адекватное объяснение их поступкам. Ещё сложнее обстояло дело с анализом коллективного поведения. Особенно там, где действующими лицами являлись не члены небольшой группы людей с одинаковыми функциями или с их чётким распределением, а изолированные друг от друга люди, любой из которых думал и действовал самостоятельно. Здесь коллективная деятельность могла быть истолкована в форме наиболее типичных поступков и отношений, в силу чего казалось невозможным определить «субъективный смысл» групповых поступков, выслушав лишь одного из её членов. Историками всегда признавалось наличие коллективного сознания, которое в известной степени наслаивалось на сознание индивидуальное, создавая специфические виды мотивации поведения. Поэтому для того, чтобы адекватно проанализировать человеческие деяния в прошлом, необходимо было расценивать их по правилам не только индивидуальной, но и коллективной психологии. Более того, следовало всегда иметь в виду то, что психологическая конституция людей изменялась на протяжении времени в ходе, словами Робера Мандру, «бесшумных революций разума». Иначе говоря, задача учёного усматривалась здесь в поисках «ментальной материи», присущей различным слоям и группам определенной эпохи, в осмыслении их «духовного профиля» и матриц поведения. В конечном счёте, антропологический поворот в историописании ознаменовал обретение учёными новых объектов анализа. Впрочем, дело было не столько в этих предметах самих по себе (тем более что некоторые из них изучались, пусть менее подробно, и раньше), сколько в постановке кардинально новых проблем. Одно из определений исторической антропологии гласило, что её предмет - это «человеческий резонанс» эволюции общественной системы, те модели поведения, которые она порождала или изменяла [4. С. 32-33]. В её рамках историки пришли к пониманию очевидной для этнологов и антропологов «непрозрачности» социальной реальности. 5 2003
Стр.3