Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523296)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе (160,00 руб.)

0   0
Первый авторБриске Ирина эвальдовна
АвторыБриске Ирина Эвальдовна, Челяб.гос.акад. культурыи искусств
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц180
ID284002
АннотацияВ пособии даны теоретические и методические основы работы с детским хореографическим коллективом (ДХК). Подробно рассмотрены вопросы организации начального этапа обучения детей хореографии, структурной и содержательной составляющей урока танца, формирования репертуара ДХК, а также особенности активизации деятельности участников коллектива и развития их творческих способностей.
Кому рекомендованодля студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств, руководителям и педагогам детских хореографиче-ских коллективов.
ISBN978-5-94839-436-7
УДК792.3 Б87
ББК792.3 Б87
Бриске, И.Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Бриске Ирина Эвальдовна, Челяб.гос.акад. культурыи искусств, И.Э. Бриске .— М. : ПРОМЕДИА, 2013 .— 180 с. — ISBN 978-5-94839-436-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/284002

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ И. Э. <...> Бриске ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе Учебное пособие по дисциплинам «Педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом», «Драматургия детской хореографии» Рекомендовано Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 071301 – Народное художественное творчество, 071300 – Народная художественная культура (профиль – руководство любительским хореографическим коллективом), 071200 – Хореографическое искусство (профиль – искусство балетмейстера), квалификация (степень) выпускника – бакалавр, реализующим образовательные программы ВПО Челябинск 2013 1 ББК 85.32 УДК 792.3 Б87 Утверждено на заседании кафедры искусства балетмейстера 22 марта 2012 г. Бриске, И. Э. Основы детской хореографии. <...> Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. <...> ISBN 978-5-94839-436-7 В пособии даны теоретические и методические основы работы с детским хореографическим коллективом (ДХК). <...> Подробно рассмотрены вопросы организации начального этапа обучения детей хореографии, структурной и содержательной составляющей урока танца, формирования репертуара ДХК, а также особенности активизации деятельности участников коллектива и развития их творческих способностей. <...> Рецензенты: Т. Б. Нарская – профессор кафедры педагогики хореографии Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ <...>
Основы_детской_хореографии._Педагогическая_работа_в_детском_хореографическом_коллективе.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ И. Э. Бриске ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе Учебное пособие по дисциплинам «Педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом», «Драматургия детской хореографии» Рекомендовано Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 071301 – Народное художественное творчество, 071300 – Народная художественная культура (профиль – руководство любительским хореографическим коллективом), 071200 – Хореографическое искусство (профиль – искусство балетмейстера), квалификация (степень) выпускника – бакалавр, реализующим образовательные программы ВПО Челябинск 2013 1
Стр.1
ББК 85.32 УДК 792.3 Б87 Утверждено на заседании кафедры искусства балетмейстера 22 марта 2012 г. Бриске, И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособие / И. Э. Бриске; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Изд. 2-е, перераб., доп. – Челябинск, 2013. – 180 с. ISBN 978-5-94839-436-7 В пособии даны теоретические и методические основы работы с детским хореографическим коллективом (ДХК). Подробно рассмотрены вопросы организации начального этапа обучения детей хореографии, структурной и содержательной составляющей урока танца, формирования репертуара ДХК, а также особенности активизации деятельности участников коллектива и развития их творческих способностей. Как пример подготовительно-организационной деятельности руководителя в пособии представлена программа по работе с детьми дошкольного возраста «Ритмика и танец», а также ее сопроводительный методический материал. Предложен обширный понятийный аппарат, список литературы. Пособие адресовано студентам хореографических факультетов вузов культуры и искусств, а также руководителям и педагогам детских хореографических коллективов. Рецензенты: Т. Б. Нарская – профессор кафедры педагогики хореографии Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ Е. Г. Семакина – директор краевого центра художественного творчества учащихся «Росток» (г. Пермь), заслуженный работник культуры РФ В. Г. Шершнев – лауреат международных хореографических конкурсов, эксперт-хореограф Главной аттестационной комиссии Министерства культуры Московской области, заслуженный работник культуры РФ Учебное издание Ирина Эвальдовна БРИСКЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе Учебное пособие Редактор Е. В. Боже В оформлении использованы фотографии учащихся хореографического отделения ДШИ (г. Ворсма, Нижегородская обл.) Сдано в РИО 5.03.2013. Заказ № 1388. Формат 60х80 1/16. Объем 10,8 п. л. Подписано в печать 16.12.2013. Тираж 250 экз. Отпечатано в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Ризограф. 454090 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а ISBN 978-5-94839-436-7 2 © Бриске И. Э., 2013 © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................... 4 Глава 1. Детское танцевальное творчество .............................................................. 7 1.1.Понятие детского танцевального творчества и условия его развития .......................................................................................................... 7 1.2.Факторы становления и развития детского танцевального творчества ......................................................................................................... 11 1.3. Активизация деятельности участников детского хореографического коллектива ................................................................................... 20 1.4. Репертуар детского хореографического коллектива ........................... 29 1.4.1. Понятие репертуара и принципы его создания ............................. 29 1.4.2. Виды танца как источники создания репертуара .......................... 35 1.4.3. Малые танцевальные формы и индивидуальные танцевальные композиции в репертуаре ДХК ........................................ 41 1.4.4. Роль названия танцевальных композиций ................................... 44 1.5.Формирование музыкальной культуры участников детского хореографического коллектива .............................................................. 46 Глава 2. Основы обучения детей хореографии ........................................................ 51 2.1. Закономерности и принципы педагогического процесса в детском хореографическом коллективе ............................................... 51 2.2. Начальный этап обучения детей хореографии .................................... 55 2.3. Освоение танцевальных движений и их выразительные возможности .............................................................................................. 61 2.4. Освоение рисунка танца как педагогическая задача ........................... 67 2.5. Урок танца. Особенности организации и проведения ........................ 71 2.5.1. Структура и содержание урока ....................................................... 71 2.5.2. Методы изучения учебно-танцевального материала на уроках хореографии .............................................................................. 81 Глава 3. Программная организация танцевальной деятельности детей ......... 91 3.1. «Ритмика и танец» – программа работы с детьми дошкольного возраста ............................................................................. 91 3.2. Сопроводительный материал к программе «Ритмика и танец» ....... 114 3.2.1. Организационные основы начального этапа обучения детей хореографии .................................................................................... 114 3.2.2. Оптимальный комплекс танцевальных элементов и движений ................................................................................................ 117 3.2.3. Основные элементы танцев ........................................................... 121 3.2.4. Методические основы реализации программы ........................... 130 3.2.5. Упражнения, этюды и танцы для детей дошкольного возраста ...................................................................................................... 135 Заключение .............................................................................................................. 176 Список литературы ................................................................................................. 178 3
Стр.3
Введение В сфере народной художественной культуры детские хореографические коллективы (ДХК) занимают видное место. Разнообразные студии, школы, ансамбли, театры танца охватывают огромное количество детей разного возраста и разных интересов. Среди направлений деятельности этих творческих объединений учебное, постановочное, концертное, просветительское и др. В них складываются коллективные традиции (взаимоотношений, творчества, оценки результатов и пр.), индивидуальные стили творчества, создаются концертные программы. Масштабная сеть отечественных и зарубежных фестивалей, конкурсов, мастер-классов, творческих лабораторий, в которых демонстрируются достижения коллективов и завязываются творческие связи, формирует систему художественных ценностей, критериев оценки творческой деятельности. Во главе детских хореографических коллективов в основном стоят квалифицированные специалисты. Однако опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические, аналитические и пр. способности не одинаковы. Отличают их и личностнопрофессиональные приоритеты. Одни нацелены на физическое развитие своих воспитанников и формирование профессионально значимых качеств, другие – на результаты в концертной деятельности, третьи стремятся раскрыть индивидуальные особенности личности, четвертые – сформировать творческие способности и т. д. У каждого из руководителей могут возникать вопросы, связанные с организацией урока для детей и содержанием занятий на начальном этапе обучения, с выбором методов активизации деятельности воспитанников, с поиском источников создания репертуара, с определением принципов формирования музыкальной культуры детей и т. п. Последние десятилетия характеризуются активизацией процесса исследования вышеназванных вопросов. Он осуществляется учеными, специалистами-практиками, методистами с точки зрения возрастной психологии и педагогики, психологии творчества, физического, художественного, нравственно-эстетического воспитания. Результаты этих исследований должны быть в поле зрения специалистов4
Стр.4
хореографов, работающих с детьми, в первую очередь потому, что они содержат информацию, отсутствующую в изданиях по хореографии, а также в связи с тем, что теоретического труда, рассматривающего целостно актуальные вопросы, связанные с развитием детской хореографии, пока не имеется. Цель данного пособия – помочь начинающим специалистам сориентироваться в решении первостепенных проблем по организации и осуществлению педагогического процесса, созданию художественно полноценного продукта в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского хореографического коллектива. Задачи издания: – определить сущность детского танцевального творчества; – сформулировать принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива (ДХК) и раскрыть их содержание; – охарактеризовать источники создания репертуара; – определить методы активизации деятельности участников ДХК; – рассмотреть условия формирования музыкальной культуры детей; – представить основные закономерности и принципы процесса обучения в ДХК; – рассмотреть особенности начального этапа обучения детей хореографии; – выявить структуру и содержание урока танца для детей дошкольного и младшего школьного возраста; – раскрыть педагогические методы и приемы изучения танцевальных движений и рисунков танца; – предложить пример программы организации танцевальной деятельности детей. Пособие является результатом осмысления многолетнего опыта работы с детьми, вопросов, обсуждаемых на авторских семинарах, курсах повышения квалификации, творческих лабораториях, а также в процессе сотрудничества в качестве консультанта и постановщика с хореографическими коллективами разных регионов России. Предло5
Стр.5