Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАхметгареев Ринат Ахатович
ИздательствоКГТУ
Страниц15
ID283380
АннотацияВ диссертационной работе рассмотрены вопросы военно-профессиональной подготовки курсантов в высших военных учебных заведениях в условиях реформирования Вооруженных Сил.
УДК355.2
ББК68
Ахметгареев, Р. А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Ахметгареев .— Казань : КГТУ, 2000 .— 15 с. — URL: https://rucont.ru/efd/283380 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АХМЕТГАРЕЕВ РИНАТ АХАТОВИЧ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук К а з а н ь 2000 Диссертация выполнена в Центре Казанского государственного технологического университета подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала. <...> Ведущая организация - Военный университет (г. Москва) Защита состоится 15 марта 2000 года в '14 " ча-сов на заседании диссертационного совета Д 063.37.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казанском государственном технологическом университете ппо адресу:420015г. <...> Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент М.А. Агишева 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы исследования. <...> Успешное реформирование Вооруженных Сил Российской армии непосредственно связано с его главным стратегическим направлением - подготовкой военных специалистов. <...> В изменившихся целевых установках государства к Вооруженным Силам высшая военная школа продолжает во многом ориентироваться на ранее сложившиеся, порой устаревшие содержание, формы организации, методы и средства подготовки военных специалистов. <...> Новые квалификационные требования к военным специалистам уже не ограничиваются передачей опыта предыдущих поколений. <...> В центре военно-профессиональной подготовки становится современный специалист как личность и как профессионал, формирование системных знаний, системного мышления, способностей, которые позволяют оперативно оценивать социальную и военно-профессиональную ситуацию. <...> В проведенном исследовании одним из наиболее перспективных средств подготовки современных военных специалистов выступают интегративные военно-профессиональные задачи. <...> Они имеют ряд существенных <...>
Интегративные_военно-_профессиональные_задачи_в_системе_подготовки_курсантов_высших_военных_учебных_заведений._Автореферат.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы исследования. Успешное реформирование Вооруженных Сил Российской армии непосредственно связано с его главным стратегическим направлением - подготовкой военных специалистов. В изменившихся целевых установках государства к Вооруженным Силам высшая военная школа продолжает во многом ориентироваться на ранее сложившиеся, порой устаревшие содержание, формы организации, методы и средства подготовки военных специалистов. Новые квалификационные требования к военным специалистам уже не ограничиваются передачей опыта предыдущих поколений. В центре военно-профессиональной подготовки становится современный специалист как личность и как профессионал, формирование системных знаний, системного мышления, способностей, которые позволяют оперативно оценивать социальную и военно-профессиональную ситуацию. Только на основе такой системной оценки можно моделировать развитие различных ситуаций и определять собственную модель действий. Они могут быть даже в противоречии с традиционным опытом. В проведенном исследовании одним из наиболее перспективных средств подготовки современных военных специалистов выступают интегративные военно-профессиональные задачи. Они имеют ряд существенных преимуществ: наиболее оптимально и адекватно отражают различные виды военно-профессиональной деятельности, её функции; имеют интегративный характер; обуславливают синтез междисциплинарных знаний при их решении; "технологизируют" учебный процесс; увеличивают объем отбираемых и структурируемых в них знаний и др. В военнопрофессиональных задачах акцент делается не только на интеграцию междисциплинарных знаний и технологию их решения, но и на личностную сторону подготовки специалиста - формирование профессиональнозначимых личностных качеств (мотивации, способностей к военнопрофессиональной деятельности, готовности к ней и др.). Важнейшие теоретические предпосылки исследуемой нами проблемы мы находим в психологической теории деятельности Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, в научных идеях Б.М.Теплова и учеников его школы о формировании способностей человека в деятельности. Вопросы интеграции наук и научных знаний получили достаточно широкое освещение в работах таких исследователей, как М.С. Асимов, Б.В. Ахлибинский. Б.М. Кедров, А.А. Кирсанов, Н.Т. Костюк. A.M. Кочнев. М.Н Петров, М.Г. Чепиков. А.Д. Урсул, В.Г. Юдин и др. В педагогических исследованиях выделены такие аспекты, как: влияние интеграции на 3
Стр.3
развитие педагогической науки - Б.С. Герушинский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, B.C. Шубинский; методика выявления и описания интеграционных процессов - Ю.С. Тюнников; интеграция содержания различных учебных дисциплин - А.А. Пинский, В.В. Усанов; дидактическая теория межпредметных знаний - И.Д. Зверев, В.К. Кирилов, И.Я. Курам-шин, В.Н. Максимова. Проблему задачного подхода в обучении рассматривали Г.А. Балл, Г.А. Гольдштейн, В.А. Емельянов, С.Ф. Жуйков, И.Я. Курамшин, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, К.И. Пешков, П.Н. Новиков, И.М. Фрейнберг, Л.М. Фридман и др. Как показывает анализ военно-специальной, психолого-педагогической литературы, вопросы теории и практики использования инте-гративных задач при подготовке курсантов разработаны недостаточно. Проблема моделирования и реализации интегративных задач как предмет исследования в военно-профессиональном образовании специально не рассматривалась. В предлагаемом нами исследовании осуществляется системный подход к моделированию и последующей реализации военнопрофессиональных задач как целевых (направленных на формирование готовности к современной военно-профессиональной деятельности); многофункциональных (отражающих различные виды, функции военнопрофессиональной деятельности); интегративных (построенных на синтезе военных, специальных и психолого-педагогических знаний). При такой постановке проблемы моделирования и реализации интегративных задач они могут выступать одним из эффективных средств повышения качества подготовки современного военного специалиста. Ограничиваясь рамками нашего исследования, можно констатировать, что в настоящее время имеет место противоречие между объективной необходимостью внедрения в образовательный процесс интегративных военно-профессиональных задач как средства повышения качества подготовки современных военных специалистов и недостаточной разработанностью данной научной проблемы. Объект исследования - процесс военно-профессиональной подготовки курсантов в высших военных учебных заведениях в условиях реформирования Вооруженных Сил. Предмет исследования - дидактические условия моделирования и реализации в образовательном процессе интегративных военнопрофессиональных задач. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия моделирования и реализации интегративных военно-профессиональных задач в образовательном процессе как средство повышения качества подготовки современных военных специалистов. 4
Стр.4