Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» Институт технологии легкой промышленности, моды и дизайна Кафедра «Дизайн» С. А. Муртазина ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ДОИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНЕГО МИРА Тексты лекций Казань КГТУ 2007 УДК 665.6:033.28 Муртазина, С. А. История искусства доисторической эпохи и Древнего мира: тексты лекций /сост. <...> Данные тексты лекций в краткой форме предлагают основные сведения, касающиеся истории доисторического и древнего искусства. <...> В данном пособии рассматривается ход развития важнейших художественных отраслей: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. <...> Раздел «Искусство доисторической эпохи» посвящен рассмотрению формирования и проявления художественного творчества у первобытных племен. <...> Раздел, соответственно истории, рассматривает четыре основных этапа развития страны: Древнего царства, Среднего царства, Нового царства и частично Позднего времени. <...> 3 Раздел «Месопотамское искусство» посвящен изучению древнехалдейской и ассирийской искусств. <...> «Древняя Греция» разделяется на три крупных периода: до персидских войн, от персидских войн до эпохи диадохов и эпоху диадохов. <...> ИСКУССТВО ДОИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Вся история первобытного строя делится на три основных периода, соответствующих становлению, расцвету и разложению родовой организации: эпоха первобытного человеческого стада, эпоха родовой общины (матриархат и патриархат) и эпоха разложения первобытной формации. <...> Искусство эпохи палеолита (раннего периода каменного века). <...> Монументальные изображения зверей первобытный художник наносил на камень кремневым резцом или ножом. <...> Кремневым резцом древний человек наносил рисунки на кость и рог. <...> Большинство пластических изображений животных служили рукоятками ножей. <...> Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает в позднюю <...>
История_искусства_доисторической_эпохи_и_Древнего_Мира._Текст_лекций.pdf
УДК 665.6:033.28
Муртазина, С. А.
История искусства доисторической эпохи и Древнего
мира: тексты лекций /сост.:С. А. Муртазина. – Казань: Изд-во
Казан. гос. технол. ун-та; 2007. - 84с.
Данные тексты лекций в краткой форме предлагают
основные сведения, касающиеся истории доисторического и
древнего искусства.
Предназначено для студентов специальностей 070601.65
(052400) «Дизайн» очной и очно-заочной форм обучения.
Рекомендовано к печати по решению кафедры «Дизайн»
Рецензенты: доцент каф. ПиМВПО Н. С. Сагитова
ст. преп. каф. «Дизайн» Р. Ш. Галеев
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Под названием «История искусства» на языке науки
понимается история развития тех художеств, произведения
которых создаются рукой мастера и воспринимается зрительно.
В данном пособии рассматривается ход развития важнейших
художественных отраслей: архитектуры, скульптуры, живописи,
прикладного искусства. Последовательные фазы развития
искусства представляются в картине, охватывающей собой все
человечество и отдельные народы, игравшие видную
политическую и культурную роль. Важное значение придается и
описанию памятников искусства. Пособие рассматривает
историю искусства доисторической и древневосточной эпох.
Раздел «Искусство доисторической эпохи» посвящен
рассмотрению формирования и проявления художественного
творчества у первобытных племен. Искусство возникло с
самыми начальными попытками художественного творчества.
Уже в древнейшие, первобытные времена человек стремился
украшать себя и свое окружение. Это началось в самый ранний
период доисторической каменной эпохи – в палеолит. Далее
поэтапно рассматривается медленное, но плодотворное развитие
человечества. Освоив камень, человек переходит от неолита в
бронзовый век и начинает подчинять себе металл. В этот период
человечество уже готово переступить в новую историческую
эпоху.
В разделе «Искусство Древнего Египта» представляется
история развития самой крупной древней цивилизации. Раздел,
соответственно истории, рассматривает четыре основных этапа
развития страны: Древнего царства, Среднего царства, Нового
царства и частично Позднего времени. За весь период
существования Египет сумел сохранить свое стилевое единство,
и в то же время сделал высокие открытия в области
архитектуры, ваяния, орнаментики, которые определили
культурное развитие последующих исторических периодов.
3
Стр.3
Раздел «Месопотамское искусство» посвящен изучению
древнехалдейской и ассирийской искусств. Описано их
развитие, взаимовлияние и историческое значение. В истории
эти государства оставили заметный след своими успехами в
области орнаментики, ваяния, архитектуры.
Раздел «Доэллинское
искусство»
рассматривает
микенское искусство. Хотя Микены развивались относительно
самостоятельно, но иногда прослеживается некоторое влияние
Египта и Месопотамии. Микены прославились своеобразной
архитектурой, интересными находками в скульптуре и, конечно
же, гончарным производством. Доэллинское искусство явилось
базой для развития культуры Древней Греции.
«Древняя Греция» разделяется на три крупных периода:
до персидских войн, от персидских войн до эпохи диадохов и
эпоху диадохов. В каждом периоде подробно рассматриваются
все виды изобразительного искусства, которые были уже
известны человечеству. Греция явилась законодателем в
классическом искусстве и открыла новую страницу в мировой
культуре.
Последний раздел «Искусство Древней Италии и Римской
империи» завершает историю древнего и античного искусства.
Италия собрала лучшие достижения предшественников и
соседей и создала свою великую культуру. Но самая удачная ее
область – это архитектура. Римские храмы, амфитеатры, термы,
триумфальные арки строились не только в самой Италии, но и в
других завоеванных ею государствах.
По мере развития искусства, выдвижения на первый план
тех или иных его видов менялось и представление о нем, так как
понятие искусство всегда завесило от общего понимания мира и
человека. Никогда искусство не существовало самостоятельно,
оно всегда находится в тесном взаимодействии с природой,
религией, социальными условиями. Поэтому, рассматривая
историю искусства, мы рассматриваем и историю развития
человечества в целом.
4
Стр.4