Иакинф Бичурин
Кто таковы были монголы
Бичурин (Иакинф) H. Я. Ради вечной памяти: Поэзия. Статьи, очерки, заметки. Письма.-Чебоксары:
Чуваш. кн. изд-во, 1991.
OCR Бычков М. Н.
При чтении истории монгольского народа в самом начале представляется вопрос: кто таковы были
монголы? Вопрос весьма естественный и простой: но точный ответ на него может несколько затруднить;
особенно, если при исследовании принять в руководство словозвучие, вероятность и авторитет, которые в
продолжение прошедших двух столетий служили верными путеводителями к запутанности при
разрешении подобных вопросов. Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего
вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его
удовлетворительно. Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома, а
западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный монгольский дом за
собственный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных
домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начало, ни конца.
Наконец Клапрот, в его Mêmoires sur l'Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все,
написанное китайцами о древних среднеазиатских народах, есть заблуждение, и ученые знаменитости во
всей Европе преклонились пред ним.
Монгольские племена, искони граничат с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь
тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно
обратиться к китайским источникам, что и было сделано западными ориенталистами; но при
исследовании надлежало бы пристальнее вникать в каждый предмет, а не поверхностно и бегло
рассматривать его. Вот в чем состоял их промах, которого они в продолжение двухсот лет не могли
приметить.
Китайские источники, о которых выше упомянуто, заключаются в династийных Историях, в
государственной статистике и государственной летописи.
Династийная История дома Юань {Дом Чингис-ханов, царствовавших в Китае с 1260 года, принял
название Юань.}, Юань-шу, представляет порядок предков Чингис-хановых до десяти колен,
составлявших прямую линию Дома Монгол, но ни слова не говорит о происхождении самого Дома,
давшего народное название племенам, сопредельным с Россиею от Аргуни на западе до Бухтармы.
Китайская статистика, И-тхун-чжы, показывает восемь единоплеменных владетельных Домов, от
которых монголы в продолжение двенадцати {С третьего столетия до Р.Х. до десятого по Р.Х.} столетий
получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии Дома были: Хунну, Ухуань, Сяньби,
Жужань, Дулга, Ой-хор, Сеняньто, Кидань. Заметим, что Дом монгол и в статистике не виден; одна
только государственная летопись, тхун-гянь ган-му, сообщает некоторые сведения о происхождении сего
Дома. Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается что Дом Монгол вовсе не
принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название,
доныне им удержанное. Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура,
что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.
"В четвертое лето правления Кянь-дэ Татань представил дань Дому Сун. Дом Татань составлял
одно из поколений северовосточных мохэсцев; при династии Тхан после правления Юань-хе перешел к
Инь-шань, а в сем году представил дань".
Четвертое лето правления Кянь-дэ соответствует 966 году по Р.Х. Татань есть маньчжурское
слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим
сторонам Амура, от Аргуни до Вост. океана. Земли солонов и дахуров по реке Нопь-мурэнь принадлежали
мохэсцам. Дом Тхань вступил на китайский престол в 618 году. Правление Юан-хэ продолжалось 806-821.
Дом Сун получил престол в 960 г. Мохэсцы названы северовосточными в отношении к Кхай-фыпьфу,
китайской столице того времени. Инь-шань есть кит. название обширной цепи гор, которые в разных
направлениях тянутся по южной Монголии от Хухэ-хота до западной межи Ордоса.
Еще во времена древней династии Чжеу, в стране, заключающей в себе названия маньчжурские
губернии Гиринь и Хэ-лун-гян, царствовал Дом Сушень. С небольшим за два века до Р.Х. место его
заступил Дом Илу, который в четвертом столетии по Р. X. переименовался Уги и разделился на сем
больших айманей {Аймань есть маньчж. слово, по монг. айман, по кит. бу., зн. Удельное владение.}. В
шестом столетии из семи угискнх айманей усилился Черпоречный аймань, Хэй-шуй-бу {Амур издавна
Стр.1