Виталий Родионов
По пути к храму
Бичурин (Иакинф) H. <...> Не этим ли объясняется проявление нами повышенного интереса к личности
Никиты Яковлевича Бичурина, известного в свое время больше всего как монаха Иакинфа? <...> Многие действия и поступки Н. Я. Бичурина выходили (думаю, что и в настоящее время выходят)
за рамки нормативной этики и бытовой психологии общества. <...> Не является ли его упрямство не отвечать на вопросы Святейшего
синода (тем самым он добровольно предпочел не свободу, а Валаамскую ссылку) простым детским
капризом? <...> Ненормированное поведение и непредсказуемые действия Н. Я. Бичурина некоторыми его
современниками оценивались как чудачество. <...> Одни и сегодня назовут его чудаком, но найдутся и такие, а
я уверен в этом, которые увидят в поступках ученого монаха такие его качества, как гордость перед
низостью и жертвенность ради добра и справедливости. <...> Такая цикличность совпадает с периодами
подъемов и спадов, переходами от одного состояния в другое, которые действительно наблюдаются в
определенных этапах жизни нашего востоковеда. <...> Наставления Старца
Самыми первыми произведениями Бичурина являются три стихотворения, сочиненные им в
восемнадцатилетнем возрасте, т. е. 1795 г.: "Сон" (на русском языке), "Песня" (на древнегреческом языке)
и "Сегодня мы..." (на чувашском языке). <...> Лирический герой оды "Сон", "углубленный в размышлениях",
погружается в сладкий сон:
Лишь успокоился мой дух,
Предстал мне некий Старец вдруг. <...> Чтоб мысль мою возобновить,
Ко мне он начал говорить:
"Что от очей телесных скрыто,
Чего вещественно не зрим,
То мысленным очам открыто,
Не просвещен ты светом сим. <...> Старец наставляет и благословляет лирического героя перед его отправлением в путь-дорогу. <...> Данная ода посвящена архиепископу Казанской епархии Амвросию Подобедову, поэтому в образе
Старца мы легко узнаем его личность. <...> Историю взаимоотношений <...>
По_пути_к_храму.pdf
Виталий Родионов
По пути к храму
Бичурин (Иакинф) H. Я. Ради вечной памяти: Поэзия. Статьи, очерки, заметки. Письма.-Чебоксары:
Чуваш, кн. изд-во, 1991.
OCR Бычков М. Н.
У любого поколения в обществе должны быть идеалы вечные, составляющие сущность
общечеловеческих ценностей. Если они опошлены и девальвированы, то недовольные действительностью
обращают свой взор в прошлое: нет ли там достойных идеализации личностей? В таких случаях выбор
падает на исторических деятелей неподкупных, бескорыстных и честных, жертвовавших собой за вечные
идеалы человечества. Не этим ли объясняется проявление нами повышенного интереса к личности
Никиты Яковлевича Бичурина, известного в свое время больше всего как монаха Иакинфа?
Многие действия и поступки Н. Я. Бичурина выходили (думаю, что и в настоящее время выходят)
за рамки нормативной этики и бытовой психологии общества. Например, как сочетать его вольнодумие и
непокорность духа с монашеством? Не является ли его упрямство не отвечать на вопросы Святейшего
синода (тем самым он добровольно предпочел не свободу, а Валаамскую ссылку) простым детским
капризом? Почему ученый низводил все европейское к пошлости и безнравственности, называл многих
знакомых "европейскими прохвостами"?
Ненормированное поведение и непредсказуемые действия Н. Я. Бичурина некоторыми его
современниками оценивались как чудачество. Бесспорно, сегодня каждый из нас имеет право на
собственную интерпретацию этих поступков. Одни и сегодня назовут его чудаком, но найдутся и такие, а
я уверен в этом, которые увидят в поступках ученого монаха такие его качества, как гордость перед
низостью и жертвенность ради добра и справедливости.
Допуская иные, даже альтернативные суждения, все же я осмеливаюсь предложить читателям свое
видение феномена (в том числе и объяснение поступков) Бичурина. Для этого я выбрал форму изложения
своих соображений по разделам, приблизительно соответствующим циклам китайско-монгольского (а в
древности и булгаро-чувашского) календаря: каждый раздел охватывает духовную жизнь нашего ученогописателя
в среднем по 12 лет -- в общей сложности 60 лет. Такая цикличность совпадает с периодами
подъемов и спадов, переходами от одного состояния в другое, которые действительно наблюдаются в
определенных этапах жизни нашего востоковеда. Границы таких условных циклов определены как самим
Бичуриным (1799-1800, 1811--1812), так и исследователями его творчества (1825--1826, 1837--1838, 1849).
Названия разделов здесь совершенно условны, хотя и приближены к содержанию того или иного цикла в
духовной жизни Бичурина: 1. Наставления Старца (1778--1799). 2. Время поисков (1800--1811). 3.
Прозрение подвижника (1812--1825). 4. "О сколько ждем открытий чудных..." ( 1826--1837). 5. Какая
надпись в Храме (1838--1849).
1. Наставления Старца
Самыми первыми произведениями Бичурина являются три стихотворения, сочиненные им в
восемнадцатилетнем возрасте, т. е. 1795 г.: "Сон" (на русском языке), "Песня" (на древнегреческом языке)
и "Сегодня мы..." (на чувашском языке). Лирический герой оды "Сон", "углубленный в размышлениях",
погружается в сладкий сон:
Лишь успокоился мой дух,
Предстал мне некий Старец вдруг.
Чтоб мысль мою возобновить,
Ко мне он начал говорить:
"Что от очей телесных скрыто,
Чего вещественно не зрим,
Стр.1