Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия На основании исследования принципиальной возможности согласования шасси на воздушной подушке (ШВП) и базовой компоновки колесного легкого транспортного самолета (ЛТС) предложено компоновочное решение — концепция полной уборки гибкого ограждения после взлета в специальные небольшие гондолы и выпуск его перед посадкой. <...> Показано, что интеграция платформы ШВП в планер требует увеличения площади горизонтального и вертикального оперений, дополнительной организации обдувки горизонтального оперения струями воздушного винта, мероприятий по улучшению путевой управляемости. <...> Теоретически и экспериментально обосновано, что для качественного повышения проходимости ЛТС при интеграции и сохранения весового и аэродинамического совершенства колесных самолетов необходима процедура согласования базовой компоновки с ШВП на стадии эскизного проекта. <...> Исследована принципиальная возможность согласования шасси на воздушной подушке (ШВП) с базовой компоновкой легкого транспортного самолета (ЛТС) (рис. <...> . Принимая во внимание, что концепция ЛТС на начальной фазе разрабатывалась без учета «принципа раннего согласования», задачей работы стало проведение анализа и оценка возможности установки ШВП на самолет. <...> Для проекта выбрана однокамерная схема создания воздушной подушки (ВП), раздельная силовая установка с дополнительным газотурбинным двигателем, связанным с осевым вентилятором для создания ВП, и убираемое ограждение ВП смешанного типа, имеющее продольное боковое ограждение баллонного типа и поперечные (носовой и кормовой) упругоэластичные щитки. <...> Ключевое компоновочное решение — полная уборка гибкого ограждения после взлета в специальные небольшие гондолы и 1 В.П. Морозов, В.Н. Наумов, Ю.Ю. Мерзликин, А.А. Долгополов выпуск их перед посадкой. <...> Эта концепция отрабатывалась в ЦАГИ под руководством А.И. Дунаевского на специально спроектированном модуле ШВП (рис <...>