Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Бестужев-Марлинский А. А.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID2798
АннотацияОб авторе (Бестужев-Марлинский Александр Александрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Бестужев-Марлинский А. А.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2798 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БЕСТУЖЕВ, Александр Александрович, псевдоним Марлинский [23. <...> Полк, в котором служил Б., стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним -Марлинский). <...> Здесь и началась литературная деятельность Б.: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями. <...> Б. выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. <...> Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха "Зимцерла", но не получает разрешения властей. <...> Широкую известность приносят Б. его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина "Эсфирь" и о "Липецких водах" А. А. Шаховского, помещенных в "Сыне Отечества" (1819). <...> Солидарность с арзамасами он демонстрирует, отдавая полное предпочтение Жуковскому перед его критиками. <...> Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным. <...> Тогда же Б. пробует себя в жанре путешествия. <...> Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие. <...> Разгоревшаяся в 1822 г. новая полемика с Катениным укрепляет за Б. репутацию приверженца нового слога, острого критика с тонким и верным вкусом. <...> От защиты карамзинизма и поддержки арзамасцев Б. естественно двигался к романтизму, понимая его в духе "парнасского афеизма", как тематическое и содержательное раскрепощение литературы от старых образцов. <...> Как и большинство декабристов, Б. сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. <...> Вместе с Рылеевым он издает альманах "Полярная звезда" (1823--1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей. <...> Его значение заключалось как в том, что Б. и К. Рылеев <...> стали <...>
Бестужев-Марлинский_А._А._Биобиблиографическая_справка.pdf
БЕСТУЖЕВ, Александр Александрович, псевдоним Марлинский [23.Х(3.XI).1797, Петербург -7.VI(19.VI).1837, мыс Адлер) -- прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Б. в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Б., стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним -Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Б.: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями. В 1818--1822 гг. Б. выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха "Зимцерла", но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание "К К<реницын>у", "Подражание первой сатире Буало", "К некоторым поэтам" и переводит отрывки из "Мизантропа" Мольера и "Метаморфоз" Овидия. Широкую известность приносят Б. его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина "Эсфирь" и о "Липецких водах" А. А. Шаховского, помещенных в "Сыне Отечества" (1819). В них Б. становится на сторону карамзинистов и ополчается против "заржавевшей славянщизны". Солидарность с арзамасами он демонстрирует, отдавая полное предпочтение Жуковскому перед его критиками. Выступления Б. были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным. Тогда же Б. пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует "Поездку в Ревель", навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие. Разгоревшаяся в 1822 г. новая полемика с Катениным укрепляет за Б. репутацию приверженца нового слога, острого критика с тонким и верным вкусом. От защиты карамзинизма и поддержки арзамасцев Б. естественно двигался к романтизму, понимая его в духе "парнасского афеизма", как тематическое и содержательное раскрепощение литературы от старых образцов. Все это привело писателя в стан передовых русских вольнодумцев-романтиков. С 1823 по 1825 г. общественные и литературные взгляды Б. становятся уже более определенными. С января 1825 г. Б. стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Б. сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах "Полярная звезда" (1823--1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей. Альманах "Полярная звезда" собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Б. и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Б. В критических обзорах ("Взгляд на старую и новую словесность в России", 1823; "Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года", 1824; "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов", 1825) Б. ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Это, по мнению Б., отвечало насущным интересам народа. А так как свободолюбие народа проявлялось и в исторически отдаленном прошлом, то истоки национального характера также заключены в нем. Только посредством истории можно понять и объяснить современного человека. Отсюда возникает идея романтического историзма, энергично отстаиваемая Б. К 1826 г. Б. и Рылеев, занятые организационной деятельностью, решили поместить накопившийся у них материал в небольшом альманахе "Звездочка. 1826", но печатание в 1825 г. задергалось, а последующие события сделали издание невозможным. В это время Б. и Рылеев начинают Понимать, что необходимо обратиться с призывом к массе дворян, к солдатам и крестьянам, т. е. пытаются до известной степени преодолеть отчужденность декабристов от народа. Так возникают "Агитационные песни". В некоторых произведениях ("Михаил Тверской") Б. вступает на тропу Рылеева -- создателя исторических дум. Яввый интерес к истории проявляется и в жанре полсти ("Роман и Ольга", "Изменник", "Листок из дневника гвардейского офицера", "Замок Нейгауен", "Ревельский турнир", "Замок Венден", "Замок Эйзен" -авторское название "Кровь за кровь"), которая проясняет существенные особенности романтизма Б. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного проста. Центральное содержание произведений должны составлять национально-патриотические и гражданские идеи, раскрытые в лирикосубъективном ключе. Это означало, что в романтическом творчестве основное значение
Стр.1