БЕСТУЖЕВ, Александр Александрович, псевдоним Марлинский [23.Х(3.XI).1797, Петербург -7.VI(19.VI).1837,
мыс Адлер) -- прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А.
Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не
проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Б.
в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры.
Полк, в котором служил Б., стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним -Марлинский).
Здесь и началась литературная деятельность Б.: в 1818 г. он дебютировал в печати
переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
В 1818--1822 гг. Б. выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и
арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха "Зимцерла", но не
получает разрешения властей. В это время он пишет послание "К К<реницын>у", "Подражание первой
сатире Буало", "К некоторым поэтам" и переводит отрывки из "Мизантропа" Мольера и "Метаморфоз"
Овидия. Широкую известность приносят Б. его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии
Расина "Эсфирь" и о "Липецких водах" А. А. Шаховского, помещенных в "Сыне Отечества" (1819). В
них Б. становится на сторону карамзинистов и ополчается против "заржавевшей славянщизны".
Солидарность с арзамасами он демонстрирует, отдавая полное предпочтение Жуковскому перед его
критиками. Выступления Б. были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей
словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности.
Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским,
Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.
Тогда же Б. пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует "Поездку в Ревель",
навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического
текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы,
непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его
остроумие.
Разгоревшаяся в 1822 г. новая полемика с Катениным укрепляет за Б. репутацию приверженца
нового слога, острого критика с тонким и верным вкусом. От защиты карамзинизма и поддержки
арзамасцев Б. естественно двигался к романтизму, понимая его в духе "парнасского афеизма", как
тематическое и содержательное раскрепощение литературы от старых образцов. Все это привело
писателя в стан передовых русских вольнодумцев-романтиков.
С 1823 по 1825 г. общественные и литературные взгляды Б. становятся уже более
определенными. С января 1825 г. Б. стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и
большинство декабристов, Б. сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем
сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах "Полярная звезда" (1823--1825),
сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.
Альманах "Полярная звезда" собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как
в том, что Б. и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации
литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Б. В
критических обзорах ("Взгляд на старую и новую словесность в России", 1823; "Взгляд на русскую
словесность в течение 1823 года", 1824; "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825
годов", 1825) Б. ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими
идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и
естественность выражения чувств. Это, по мнению Б., отвечало насущным интересам народа. А так как
свободолюбие народа проявлялось и в исторически отдаленном прошлом, то истоки национального
характера также заключены в нем. Только посредством истории можно понять и объяснить современного
человека. Отсюда возникает идея романтического историзма, энергично отстаиваемая Б. К 1826 г. Б. и
Рылеев, занятые организационной деятельностью, решили поместить накопившийся у них материал в
небольшом альманахе "Звездочка. 1826", но печатание в 1825 г. задергалось, а последующие события
сделали издание невозможным. В это время Б. и Рылеев начинают Понимать, что необходимо обратиться
с призывом к массе дворян, к солдатам и крестьянам, т. е. пытаются до известной степени преодолеть
отчужденность декабристов от народа. Так возникают "Агитационные песни". В некоторых
произведениях ("Михаил Тверской") Б. вступает на тропу Рылеева -- создателя исторических дум. Яввый
интерес к истории проявляется и в жанре полсти ("Роман и Ольга", "Изменник", "Листок из дневника
гвардейского офицера", "Замок Нейгауен", "Ревельский турнир", "Замок Венден", "Замок Эйзен" -авторское
название "Кровь за кровь"), которая проясняет существенные особенности романтизма Б.
Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного проста. Центральное содержание
произведений должны составлять национально-патриотические и гражданские идеи, раскрытые в
лирикосубъективном ключе. Это означало, что в романтическом творчестве основное значение
Стр.1