Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Т.И. Трошина
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И СЕВЕРНЫЙ КРАЙ
Европейский Север России
в годы Первой мировой войны
Монография
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 94(520).032.3/4(470.1/2)
ББК 63.3(2)524-98(2Ðîñ-4Àðõ)
Ò766
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор В.И. Голдин;
доктор исторических наук, профессор П.В. Ф¸доров
Ò766
Òðîøèíà, Ò.È.
Великая война и Северный край: Европейский Север России
в годы Первой мировой войны: монография / Т.И. Трошина; Сев.
(Àðêòè÷.) ôåäåð. óí-ò èì. Ì.Â. Ломоносова. – Архангельск: ИД
ÑÀÔÓ, 2014. –347 ñ.: èë.
ISBN 978-5-261-00907-8
В книге представлена история грандиозного дорожного и портового
строительства на Европейском Севере России в годы Первой мировой
войны, показана мобилизация местной экономики для поддержки
армии и оборонной промышленности, описаны мероприятия по организации
обороны региона. Прослежены процессы нарастания внутреннего
напряжения, связанного с нарушением традиционного демографического
баланса в регионе, с продовольственным и топливным кризисами,
имевшими в северных губерниях специфические проявления, с имущественной
и социальной дифференциацией населения, ставшей результатом
ускоренной модернизации всех сторон жизни в годы войны.
В приложении к монографии опубликован рассказ Карла Гульбе,
старшего помощника капитана погибшего осенью 1914 г. в Белом море
парохода «Ормесби», иллюстрирующий, в каких тяжелых условиях
приходилось осуществлять все виды деятельности на Крайнем Севере
России в военное время.
Издание адресовано самым широким читательским кругам, интересующимся
событиями Первой мировой войны и историей Русского Севера.
УДК 94(520).032.3/4(470.1/2)
ББК 63.3(2)524-98(2Ðîñ-4Àðõ)
Издание осуществленно при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (ïðîåêò ¹ 12-41-93002-ê)
ISBN 978-5-261-00907-8
© Трошина Ò.È., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
èì. Ì.Â. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
От автора ..........................................................................................................
Введение ..............................................................................................................
Глава I. Военно-промышленный потенциал Северного края .......................
§ 1. Северный край в военной доктрине России начала ХХ века ....
§ 2. Мобилизационный потенциал Северного края ...........................
§ 3. Отношение населения к войне ........................................................
§ 4. Начало войны в Северном крае .......................................................
Глава II. Система управления и обеспечения безопасности края во время
войны .............................................................................................................
§ 1. Военно-административное управление краем ..............................
§ 2. Организация безопасности мореплавания в северных водах ....
§ 3. Формирование военно-морских сил на Севере ............................
§ 4. Организация противопожарной и антидиверсионной безопасности
.............................................................................................
Глава III. Реорганизация транспортной системы Северного края под
влиянием военных обстоятельств ...................................................................
§ 1. Развитие существующих морских портов и строительство
новых .....................................................................................................
§ 2. Расширение железнодорожного строительства ...........................
§ 3. Водные ïóòè: новые возможности в условиях войны .................
§ 4. Использование внутренних дорог для гужевой доставки грузов
Глава IV. Экономика северных губерний во время войны ...........................
§ 1. Трансформация хозяйственной жизни под влиянием военных
обстоятельств ..............................................................................
§ 2. Новые перспективы экономического развития края ..................
§ 3. Вопросы жизнеобеспечения населения северных губерний .....
§ 4. Нереализованные экономические проекты ..................................
Глава V. Демографические потери и приобретения Северного края ..........
§ 1. Беженцы ................................................................................................
§ 2. Военнослужащие ................................................................................
§ 3. Военнопленные и интернированные граждане вражеских стран
§ 4. Приезжие рабочие ..............................................................................
Глава VI. Влияние войны на состояние населения Северного края ...........
§ 1. Война как фактор напряжения в тылу ...........................................
§ 2. Негативные последствия массовой военной мобилизации .......
§ 3. Раскол городского общества ............................................................
Заключение .........................................................................................................
Приложение .......................................................................................................
3
4
6
19
22
29
37
41
47
49
60
69
72
93
95
117
128
141
149
151
161
173
191
195
199
212
219
232
251
254
266
276
287
295
Стр.3
От автора
История государства, как и человеческая память, обладает свойством
избирательности. Под влиянием обстоятельств можно забыть
события недавнего прошлого, даже если в процессе их переживания
казалось, что память о них сохранится навсегда. Так случилось
с Первой мировой войной, которую в России называли «второй
отечественной», а в западных странах она до сих пор именуется
«Великая война».
В России, находившейся в «лагере победителей», под травмирующим
влиянием войны сложились обстоятельства, не позволившие
справиться с сопровождавшими ее политическими, социальными,
экономическими рисками. Мировая война переросла в
Гражданскую, затмившую в глазах современников связанные с ней
события – как великие, так и трагические.
Вместе с тем, для Европейского Севера России эта война была
поистине судьбоносной. Грандиозные работы по переустройству
всей инфраструктуры в крае привели к диверсификации его экономического
развития, к изменению социального состава населения,
подготовили предпосылки для развития региона на протяжении
всего ХХ в.
Опыт работы автора в Архангельском краеведческом музее и
исследование научно-краеведческих работ первых лет ХХ в. показали,
что многие события предреволюционного времени, о
которых еще помнили и могли рассказать люди, не отражены в
научной литературе и не являются достоянием общественности.
Знакомство с архивными документами и статистикой выявило,
что 1910-е гг. отнюдь не были периодом «вызревания революционных
предпосылок», а война 1914 г., приведя к ухудшению положения
населения (что естественно для любой войны), стала одновременно
катализатором мощного экономического и социального
развития всей России, а особенно ее Европейского Севера.
4
Стр.4
Многолетняя работа с различными источниками, а главное –
общение с людьми, помнившими войну (к сожалению, все они уже
ушли из жизни), позволили автору монографии восстановить события
тех лет и поделиться своими знаниями в десятках научных и
научно-популярных статей, в книге «Великая война… Забытая война…
(Архангельск в годы Первой мировой войны)», а в преддверии
векового юбилея тех трагических и величественных событий, предложить
читателю издание, в котором показано развитие в военный
период всего региона.
В книге представлено комплексное исследование различных
аспектов жизнедеятельности Русского Севера в годы Первой мировой
войны. Исследование массовых процессов в переломный, кризисный
период истории позволяет проследить причины искажения
не только социально-экономического развития, но и межличностных
отношений, крушения традиционной культуры, формирования
в обществе разрушительных тенденций, с особой силой проявившихся
позднее.
5
Стр.5
Введение
Первая мировая война 1914–1918 гг. явилась важным этапом в развитии
европейской цивилизации, «прологом» ХХ в., определившим
основные направления развития человечества в этом столетии. Для
России значение войны определяется также тем, что сформировался
комплекс социальных, экономических и политических противоречий,
которые привели страну к тяжелейшим социальным потрясениям,
к революциям и Гражданской войне. Война обнажила все слабые
стороны внешней и внутренней политики Российского государства,
потребовала кардинального изменения многих направлений.
В этом плане показательна судьба северной провинции
Европейской России (Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии).
В частности, недооценка в мирное время правительственными
структурами северных морских портов в начальный период
войны едва не обернулась провалом снабжения армии и оборонной
промышленности. Доставка в 1914 г. через Архангельск, единственный
северный порт, соединенный с центром страны транспортными
путями, важнейшего народнохозяйственного и военного импорта
и дальнейшая его транспортировка в промышленные районы и
на фронт по крайне слабо развитой транспортной инфраструктуре
были связаны со значительными сложностями. Потребовалось форсированное
государственное строительство новых портов и дорог к
ним. В результате здесь возникли порты мирового значения, появилась
развитая инфраструктура, что определило дальнейшую судьбу
региона на протяжении всего ХХ в.
Интерес к изучению Северного края и его роли для государства
в период мировой войны появился у местных общественных деятелей,
объединенных в различные краеведческие общества1
, уже в
1 Имеются в виду Архангельское общество изучения Русского Севера
(Архангельск), Вологодское общество изучения Северного края (Вологда),
Общество изучения Олонецкой губернии (Петрозаводск).
6
Стр.6
годы войны. Исследования местной интеллигенции и промышленников
были связаны с осмыслением самодостаточности региона,
сложившейся в период экономического подъема 1914–1916 гг.1
Много литературы по проблемам Первой мировой войны появилось
в первое десятилетие после ее окончания, что было вызвано
желанием осмыслить «по свежим следам» это важнейшее событие
человеческой истории, каким представлялась современникам мировая
война. Одновременно стал подниматься вопрос о претензиях и
контрпретензиях России и стран Антанты в отношении выполнения
союзнических обязательств. Эта тема была «политической», поэтому
нередко подвергалась фальсификации. В частности, нежелание признавать
значение союзнических поставок в Россию для оборонной
промышленности и фронта привело к тому, что роль северных портов
в годы войны в последующем практически не изучалась.
Многие публикации 1920-х гг. вскоре оказались в спецхранах
библиотек и архивов. Став труднодоступными для исследователей,
они не смогли оказать должного влияния на дальнейшее развитие
отечественной исторической науки, которая оказалась под влиянием
идеологических стереотипов. В советской историографии
происходило формирование отношения к мировой войне как к
событию, подготовившему предпосылки для революционных социальных
преобразований, поэтому акцент делался на «обезземеливании»
крестьянских хозяйств, на уменьшении поголовья скота.
Например, активно публиковался И.И. Данишевский, один из крупнейших
предпринимателей и активных общественных деятелей (см.: Данишевский
И.И. Народное хозяйство нашего Севера. Архангельск, 1919; Его же. Экономические
перспективы в связи с железнодорожным строительством на Севере.
Архангельск, 1917; Его же. Экономическое положение нашего Севера,
его внешняя торговля в связи с переживаемыми событиями // Известия Архангельского
Общества изучения Русского Севера (далее Известия АОИРС).
1918. ¹ 1–2). Он сам был зачинателем многих новых экономических ïðîåêòîâ.
В этом человеке ярко проявился свойственный тому периоду российской
истории конфликт между идеями либерализма и государственности.
Интерес к происходившим событиям способствовал тому, что уже во
время войны и в первые послевоенные годы практиковалась публикация
важных документов, касающихся экономического и социального развития
края, а также материалов дискуссий вокруг вопросов железнодорожного
и портового строительства в Северном регионе. См.: Мурманская железная
дорога. Пг., 1916; Архангельский торговый порт: доклад Московскому
торгово-промышленному обществу. М., 1914; Ляхницкий В.Е. Изыскания в
устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915–1916 года для составления
1
7
Стр.7
Не обращалось внимания на то, что подобное раскрестьянивание
(во всяком случае, в северных губерниях) было результатом резкой
индустриализации и урбанизации, вызванными войной.
Тема войны, таким образом, стала неактуальной; подчеркивалось
ее второстепенное значение по сравнению с событиями
Октябрьской революции. Кроме òîãî, на рубеже 1920-õ и 1930-õ ãã.
в отечественной исторической науке стало сворачиваться такое перспективное
направление, как краеведение; научное исследование
региональных и локальных проблем не приветствовалось и постепенно
исчезало. Изучение местных событий допускалось только
как подбор фактов, подтверждающих общую концепцию.
В конце 1930-х гг. в связи с назреванием новой мировой войны
возрос интерес к военной истории; стали изучаться вопросы
стратегии и тактики армий всех воевавших в Первой мировой войне
сторон, в том числе организация тыловых служб. Подобные
исследования преследовали практические цели, и «специфика»
Первой мировой отходила на второй план. Тогда же появляются
публикации, нередко имевшие гриф «Для служебного пользования»,
по изучению опыта Великой войны в вопросах мобилизации
Архангельского порта для внешнеторговых операций с союзниками,
формирования Северной флотилии, защиты морских путей1
В годы Великой Отечественной войны, когда Советский Союз
вступил в союзнические отношения с Англией и США и были вос.
аванпорта
у гор. Архангельска // Труды отдела торговых портов Министерства
торговли и промышленности. Ïã., 1916. Âûï. ÕLIÕ; Кандиба Á.Í. Русское
портостроительство в период войны 1914–1917 ãã. Ë., 1924; Визе Â.
Всемирная война и Архангельский край // Известия ÀÎÈÐÑ. 1918. ¹ 3–4;
Андреевский Л.И. Фабрично-заводская промышленность Севера накануне
Первой мировой войны. Вологда, 1921; Оленев И.В. Карельский край и его
будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Гельсингфорс,
1917; Левитский С.А. Путь к океану // Известия Общества изучения
Олонецкой ãóáåðíèè. 1915. ¹ 1. Ñ. 1–20; и äð.
Вопрос возможности обособленного от страны существования региона
был особенно актуален в период Гражданской войны, когда северные
территории Архангельской губернии выделились из Советской России в
Северную область, и в начальный период нэпа, когда край в определенной
степени выживал, будучи предоставлен сам себе.
1
Быков П.Д. Военные действия на Северном русском морском театре
в империалистическую войну 1914–1918 ãã. Ë., 1939; Марков Ñ. Êîðàáëè,
взлетевшие на воздух // Год двадцать второй: альманах. М., 1939; Коротков
Н.В. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах //
Морской ñáîðíèê. 1934. ¹ 8. Ñ. 185–196.
8
Стр.8
становлены практически по образцу Первой мировой войны поставки
грузов военного значения через северные и дальневосточные
порты, появляется ряд публикаций, освещавших вопросы союзнических
отношений России со странами Антанты1
.
Автор серии очерков «Русский Север в первую мировую войну»
П.А. Варнек2, находясь в эмиграции и не имея возможности опираться
на военные архивы, построил свое исследование на воспоминаниях
военных моряков (Н.Э. Викорста, С.М. Поливанова, Н.Н. Коркунова
и др.), принимавших участие в обороне Севера и его грандиозном
преобразовании в 1914–1918 ãã. Кроме òîãî, он привлекал
материалы британских и германских военных архивов.
С началом «холодной войны» поставки, осуществлявшиеся в 1914–
1918 гг., стали вновь оцениваться односторонне: союзников обвиняли
в нарушении обязательств и попытках вмешательства таким образом
во внутренние дела России. Подобные выводы справедливы, но обычно
они декларировались без надлежащего исторического анализа.
С 1960-х гг. изучение Первой мировой войны в отечественной
исторической науке происходило в основном в трех направлениях –
военная история, внешнеполитическая деятельность, социальноэкономическое
развитие. Пожалуй, наиболее изученной стороной
остается военная история3
одним из которых стала коллективная монография, созданная в
1975 г. усилиями советских историков4
. Появляется ряд концептуальных трудов,
. В этом труде, получившем
название «Ïåðâàÿ мировая война 1914–1918 ãã.», дана общая õàðàê1
Сидоров
А.Л. Отношения России с союзниками и иностранные поставки
во время первой мировой войны // Исторические çàïèñêè. 1945. Ò. 15;
Его же. Миссия в Англию и во Францию по вопросу снабжения России в
годы первой мировой войны // Исторический àðõèâ. 1949. Ò. IV.
В Русском Зарубежье также появились работы по данной проблематике,
например в издаваемом Обществом бывших русских морских офицеров
в Америке альманахе «Ìîðñêèå çàïèñêè» (Íüþ-Éîðê, 1943–1963 ãã.).
2
ñêè. 1948–1958. Âûï. VI–VIII.
3
Варнек П.А. Русский Север в первую мироую войну // Морские запиСм.:
Столяренко М.А. Флотилия Северного Ледовитого океана, 1915 –
февр. 1918 г.: (Боевые действия флотилии в первую мировую войну и участие
североморцев в борьбе за победу Октябрьской революции): автореф. дис. …
êàíä. èñò. íàóê. Ë., 1961; Залесский Í.À. Флот русского Севера в годы первой
мировой и гражданской войн // Летопись Ñåâåðà. 1972. Âûï. VI; Балах Þ.
Флотилия Северного ледовитого океана // Морской ñáîðíèê. 1987. ¹ 11.
4
Ì., 1975.
9
Первая мировая война 1914–1918 ãã.: в 2 ò. / под ðåä. È.È. Ростунова.
Стр.9
теристика Северного морского театра военных действий и деятельности
Флотилии Северного Ледовитого океана.
Изучаются внешнеэкономические связи России с союзниками
во время войны, в которых особое значение принадлежало северным
портам, прежде всего Архангельску1
.
В трудах советских историков по экономическому развитию страны
в начале века событиям Первой мировой уделялось неоправданно
мало внимания. Это касается и работ по истории Северного региона.
Проблемы хозяйственного развития края в период войны рассматривались
односторонне2
. Так, экономика изучалась в основном в русле
развития традиционного вида производства – лесопиления, которое
в годы войны находилось в кризисном состоянии, первоначально в
связи с запретом на вывоз из страны сырья, а впоследствии в связи
с высокими фрахтами на экспорт. Тем самым подтверждался тезис
об экономическом упадке и фактически игнорировались вопросы
новых перспектив региона, связанных в частности с экономическим
освоением арктических и приарктических территорий.
Освещение вопросов социально-экономических развития и
связанных с ним проблем рабочего движения происходило в основном
с позиций классовой борьбы3
. В частности, факт прибытия
в Архангельский порт рижских транспортных рабочих рассматривался
в публикациях на эту тему как тактический прием
1 Игнатьев В.А. Русско-английские отношения накануне Октябрьской
революции. М, 1966; Столяренко М.А. Англо-русские соглашения
о северных портах России в годы первой мировой войны // Вестник
ЛГУ. 1961. ¹ 8; Его же. Значение русских северных морских сообщений
и портов в годы первой мировой войны // Записки центрального
военно-морского ìóçåÿ. 1960. Ò. 2; Его æå. Англо-русские соглашения о
северных портах России в годы первой мировой войны // Вестник ЛГУ.
1961. ¹ 8.
2
Трофимов П.М. Очерки экономического развития Европейского Севера
России. М., 1961; Цейтлин М.А. Очерки развития лесозаготовок и лесопиление
в Ðîññèè. Ì., 1968; и äð.
3
Балагуров Я.А. Фабрично-заводские рабочие дореволюционной Карелии.
1861–1917. Петрозаводск, 1968; История северного крестьянства. Ò. 2:
Крестьянство Европейского Севера в период капитализма. Архангельск,
1985; Никулина Т.В. Пролетариат Европейского Севера России в годы империалистической
войны // Вопросы истории Европейского севера: межвузовский
ñá. Петрозаводск, 1984.
10
Стр.10
РСДРП1
. Преувеличивалось значение немногочисленных рабочих
выступлений, во многом превратно толковалось положение
рабочего класса. При этом не подвергался должному анализу
такой важный вопрос, как обеспечение рабочей силой объектов
народного хозяйства в годы тотальной войны.
С конца 1980-х г. у отечественных историков появилась возможность
работать в закрытых прежде архивах, в том числе в иностранных.
Интерес к так называемым «белым пятнам» отечественной
истории привел к тому, что события Первой мировой становятся
предметом специального изучения. С 1992 г. при Институте
всеобщей истории РАН работает Ассоциация историков Первой
мировой войны, которая ставит своей целью «подойти к истории
Великой войны многоаспектно, исследуя разнообразие ее глобальных
проявлений и воздействие на судьбы мировой цивилизации».
Членами Ассоциации проводятся исследования, касающиеся различных
аспектов войны. Особое внимание уделяется изучению изменения
духовной атмосферы в обществе, исследованию влияния
войны на общественную мораль, на политизацию общества.
Региональные проблемы Первой мировой войны в настоящее
время также привлекают внимание. Возрос интерес к ней и у краеведов,
рассматривающих в основном локальные события или деятельность
отдельных исторических персонажей. Наиболее популярными
темами при изучении провинциальной истории, в том
числе и северных губерний, стали вопросы благотворительности,
изучение положения беженцев и пленных2
1 Очерки истории Архангельской организации КПСС. Архангельск,
1970. Ñ. 61; Владимирова Ë.Â. Северная латышская группа РСДРП // Памятные
даты Архангельской области на 1981 ãîä. Архангельск, 1981.
2
Штыченко Е.Э. Первая мировая война и перемены в повседневности
Петрозаводска // Краеведческие чтения: материалы I научной конференции.
Петрозаводск: Verso, 2008. Ñ. 104–109; Баданов Â.Ã., Кораблев Í.À. Земский
и городской союзы Олонецкой губернии в годы Первой мировой войны
// Управление и экономика:опыт, теория, практика. Вологда, 2009.
С. 145–151; Суржикова Н.В. Из опыта использования военнопленных Первой
мировой войны в экономике провинциальной России // История пенитенциарной
системы России в ХХ веке: сборник материалов международного
научного ñåìèíàðà. Âîëîãäà, 2007. Ñ. 122–129; Голикова Í.È., Смелкова
Т.Н. К вопросу о взаимодействии государственных учреждений и общественных
организаций в годы Первой мировой войны (по материалам
Вологодской губернии) // Историческое краеведение: источники и исследования:
сборник ñòàòåé. Âîëîãäà, 2003. Âûï. 9. Ñ. 133–140; и äð.
11
. Архангельские истори
Стр.11
ки фиксируют свое внимание на истории порта, а также на событиях
в портовых районах Бакарица в октябре 1916 г. и Экономия
в январе 1917 ã.1
из небытия имен героев этой войны3
Профессиональными историками глубоко исследуются вопросы
военной истории2. Вклад краеведов заключается в восстановлении
.
К сожалению, в отсутствии фундаментального исторического
труда, содержащего основные положения данных исторических событий,
краеведы и историки, работающие в локальной тематике,
1 Фруменков Ã.Ã. Взрывы в порту // Архангельск: 1584–1984: Фрагменты
истории. Архангельск, 1984; Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской
губернии в политике Российского государства в годы первой мировой войны:
дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2003; Его же. Обеспечение безопасности
судоходства и морских портов на Европейском Севере России в годы
первой мировой войны // Поморье в Баренц-регионе: экология, экономика,
социальные проблемы, культура: сб. тез. III междунар. конф. Архангельск,
1997; Его же. Первая мировая война и осуществление зимних навигаций
на Русском Севере // Экология северной территории России. Архангельск,
2002. Т. 2; Хрушкая Л.Н. Главноначальствующий г. Архангельска и Беломорского
водного района // Защитники Отечества: мат-лы региональных
общественно-научных чтений. Архангельск, 2003; Абрамов Ю.П. Контрразведывательная
работа Архангельского губернского жандармского управления
в годы Первой мировой войны // На страже безопасности Поморского
Ñåâåðà: ñáîðíèê. Архангельск, 2003. Ñ. 9–52; и äð.
2
Климовский Ñ.Ä. Заградители «Ìîíãóãàé», «Óññóðè», «Øèëêà», «Ïðóò» //
Судостроение. 1988. ¹ 6. Ñ. 61–64; Кузнецов Ë.À. Транспорт «Áàêàí» на охране
северных рубежей России // Судостроение. 1990. ¹ 12. Ñ. 54–59; Андриенко
Â.Ã. Первая зимняя навигация на Белом море (1914–1915 ãã.) // Ãàíãóò.
ÑÏá., 1993. Âûï. 5. Ñ. 59–69; Козлов Ä.Þ. Подводная опасность и русское
судоходство, 1914–1917 ãã. // Морской ñáîðíèê. 1996. ¹ 8; Черников È.È.
Речной флот Военного ведомства. 1915–1917 годы // Ãàíãóò. ÑÏá., 2000.
Âûï. 25. Ñ. 22–40; 2001. Âûï. 26. Ñ. 21–29; 2001. Âûï. 27. Ñ. 39–47; Жалнин
Д.Е. История строительства и Боевой деятельности флотилии Северного
Ледовитого îêåàíà: 1914–1920 ãã.: äèñ. ... êàíä. èñò. íàóê. Ìóðìàíñê, 2005; и äð.
3
Николаева Н.И. «За веру, Царя и Отечество!» (Котлас и котлашане в годы
Первой мировой войны) // Двинская земля: мат-лы межрегиональных общественно-научных
историко-краеведческих Стефановских чтений. Котлас,
2007. Âûï. 5. Ñ. 111–117; Санакина Ò.À. Материалы к мартирологу архангелогородцев,
погибших в Первой мировой войне // Защитники Отечества: матлы
региональных общественно-научных чтений. Архангельск, 2003.
Здесь же следует упомянуть серию публикаций вологодского исследователя
Е.Л. Демидовой о георгиевских кавалерах – уроженцах Вологодской
губернии.
12
Стр.12
нередко допускали ошибки. С середины 1990-х гг. стала вестись работа
над региональными энциклопедиями, целью которых является
объединение всех разрозненных историко-краеведческих исследований,
в том числе и по теме Первой мировой1
.
В рамках изучения Гражданской войны и интервенции на Севере
особое внимание уделялось Первой мировой войне, создавшей политические,
социальные и экономические предпосылки этим событиям.
В первой главе монографии В.И. Голдина «Интервенция и
антибольшевистское движение на Русском Севере» дана общая характеристика
экономических и социальных изменений, произошедших
на Севере в 1914–1918 ãã., которая анализируется в связи с появлением
у бывших союзников России по Антанте собственного интереса
к этому региону2
событиям Гражданской войны, представлена картина социальной
истории края накануне революционных событий 1917 г.3
рии, с особой силой обозначившаяся в годы Первой мировой войны,
представлена в работах мурманского историка П.В. Федорова5
Архангельска в годы войны явилась темой отдельной книги автора
данного текста4
. В книге Л.Г. Новиковой, также посвященной
История
. Специфика «северного вектора» российской исто.
Из
зарубежных авторов, проявлявших интерес к событиям войны
в северных губерниях России, следует отметить немецкого историка
Райнхарда Нахтигаля6
, который основное внимание по понятным
причинам уделяет проблеме военнопленных на строительных работах.
Отсутствие значительных работ англо-американских историков, в которых
раскрывались бы вопросы военного и экономического сотрудничества
стран Антанты с Россией на Русском Севере, вызвано, по
1 См., например: Поморская энциклопедия. Т. I: История Архангельского
Севера. Архангельск, 2001; Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006;
Республика Êîìè: энциклопедия. Сыктывкар, 1997. Ò. 1.
2
Ñåâåðå. Ì., 1993.
3
обозрение, 2011.
4
Голдин В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском
Новикова Л.Г. Провинциальная контрреволюция: Белое движение и
Гражданская война на Русском Севере, 1917–1920. М.: Новое литературное
Трошина Т.И. Великая война… Забытая война… (Архангельск в годы
Федоров П.В. «Вторые Дарданеллы»: Кольский край в истории РоссийПервой
мировой âîéíû, 1914–1918 ãã.) Архангельск, 2007.
5
ского государства. Мурманск, 2002; Его же. Северный вектор в российской
Нахтигаль Р. Мурманская железная дорога. 1915–1919 гг. Военная неистории.
Центр и Кольское Заполярье в ÕVI–ÕÕ ââ. Ìóðìàíñê: ÌÏÃÓ, 2009.
6
обходимость и экономические соображения. СПб.: Нестор-История, 2011.
13
Стр.13
всей видимости, неактуальностью для них этой темы, которая была перекрыта
событиями военной интервенции на последнем этапе войны.
Предлагаемая читателю книга основана на предшествующей и
современной историографии, включая публикации краеведов, работавших
и работающих в данной тематике, и дает общую картину
событий Первой мировой войны на Европейском Севере России с
акцентом на социальных вопросах. Проблемы развития транспортной
инфраструктуры региона в годы войны, важные в контексте
всероссийской истории, а также процессы экономического развития
края в ракурсе тех перспектив, которые наметились тогда в
этом направлении, представлены с учетом деформирующего влияния
условий военного времени. Автор стремился исследовать процессы
социальной миграции, ломки устоявшихся социально-культурных
отношений под влиянием экстремальной ситуации мировой
войны.
В книге война показана как одно из выражений кризиса цивилизации
рубежа XIX и XX вв., когда обострились все присущие
этой цивилизации противоречия, были затронуты все стороны
общественной жизни, подвергся влиянию сам менталитет народа
и вместе с тем определились основные направления дальнейшего
развития на протяжении всего XX в. Изучение «обыденной» истории
северной провинции в переломный период, когда рушились
традиционные отношения, деформировалась система общественных
ценностей и складывались под влиянием психологического
и экономического пресса новые формы межличностных отношений,
вполне наглядно иллюстрирует этот «цивилизационный кризис».
При
работе над книгой были использованы разнообразные источники:
документы центральных, областных и ведомственных архивов,
информация из газет и журналов того времени, воспоминания
современников.
Работа с архивными документами периода Первой мировой
вой-ны достаточно сложная; особенно это касается документов
последнего периода (êîíåö 1916–1917 ã.), когда многие из них
представляли собой небольшие листки бумаги с торопливой записью,
нередко карандашом. В это время развивается так называемый
«телеграфный стиль» в деловой переписке: появляются разнообразные
сокращения, использование шифров. Среди источников
преобладают телеграммы, телефонограммы, расшифровки
шифрограмм, которые отличаются краткостью изложения, пред14
Стр.14
полагающей понимание предмета обсуждения корреспондентами.
Впрочем, благодаря указанию точного времени, места отправления
и адресатов на документах подобного рода можно точно датировать
события.
С другой стороны, бюрократизация всех сторон общественной
жизни, развившаяся именно в период Первой мировой войны, когда
практически любое, даже частное, мероприятие требовало большой
переписки и тщательного документирования, значительно облегчает
изучение так называемой «обыденной истории» общества.
Это тем более важно, что собственно воспоминания современников
по этому периоду практически отсутствуют1
.
1 Следует отметить несколько опубликованных воспоминаний современников
событий: Давыдов В. Гибель «Ормесби»: Драма во льдах Полярного
моря (ýïèçîä из Великой Мировой âîéíû). Ïã., 1919; Сункуев À.Ñ.
Из воспоминаний «ðåêâèçèðîâàííîãî» // Бурятоведение. 1929. ¹ 1–2; Кедров
Ì.Ñ. За Советский Ñåâåð. Ë., 1940; Федоров Â.Ã. В поисках îðóæèÿ. Ì.,
1964; Бочек À. Всю жизнь с ìîðåì. Ì., 1969; Брагин È. Мое поколение. Архангельск,
1968; Из воспоминаний Ì.Ê. Паромова о своей жизни (1910–1918) //
Поморский летописец: àëüìàíàõ. Архангельск, 2010. Âûï. IV. Ñ. 252–270;
Коротких Ì. Воспоминания. URL: http://www.onegaonline.ru/html/dz2/
seetext.asp?kod=251; Яковлев À.È. Воспоминания: рукопись (1983). URL:
http://www.hrono.info/statii/2007/ship_yakov.html; Фрезер Å. Дом над Äâèíîé.
Архангельск, 1998.
Автором также использовались воспоминания, рукописи которых сохранились
в фондах «комиссий по истории коммунистической партии» (см.:
Государственный архив Архангельской области. Отдел документов социально-политической
истории (äàëåå ÃÀÀÎ. Отдел ÄÑÏÈ). Ô. 8660. Îï. 3, 4;
Вологодский областной архив новейшей политической истории (далее
ВОАНПИ). Ф. 1332. Оп. 3; Российский государственный архив социальнополитической
истории (далее РГАСПИ). Ф. 70. Оп. 3; Центральный государственный
архив историко-политических документов (далее ЦГАИПД
СПб.); Национальный архив Республики Карелия (далее НАРК). Ф. П-14;
архив Общества Северян по собиранию и изданию материалов о Гражданской
войне на Севере Европейской части России (ÃÀÐÔ. Ô. ð-5867)) или
были частично опубликованы в изданиях: «Архив русской революции» (М.,
1991–1993); «Áåëûé Ñåâåð, 1918–1920: мемуары и документы» (Âûï. I. Архангельск,
1993); «Гражданская война на Мурмане глазами участников и
очевидцев: сб. воспоминаний и документов» (Мурманск, 2006). Разумеется,
эти воспоминания в основном посвящены событиям Гражданской войны,
однако в них содержится информация и о событиях Первой мировой.
Особая ценность этого вида источников заключается в том, что они представляют
собой личные свидетельства.
15
Стр.15
В отличие от других событий начала ХХ в. Первая мировая
война почти не отмечена в опубликованных воспоминаниях.
Возможно, причина в том, что эта война перешла в Гражданскую,
разделившую наиболее активную часть населения на два непримиримых
лагеря. Последующие события заслонили собой воспоминания
о Великой войне, хотя еще в 1917 г. современникам казалось,
что они переживают самые важные моменты истории в
жизни своего поколения. Как правило, имеются лишь короткие
воспоминания о тех или иных моментах, к тому же окрашенные
политическим восприятием через призму последующих событий,
поэтому их воспоминания о событиях тех лет недостаточно объективны.
Ценным
историческим источником являются материалы периодической
печати. В годы войны на территории края выходило
множество печатных изданий: газеты1
и журналы2
. После событий
Февральской революции стало издаваться значительно большее количество
газет, в основном, впрочем, «однодневки», однако в них
содержится информация, позволяющая косвенно оценить те изменения
социальной жизни, которые произошли в то время. В условиях
ужесточавшейся военной цензуры информация периодических
изданий, прежде всего газет, не могла быть полной. Вместе с тем,
в них содержится немало сведений о быте населения. Выявленная
таким образом информация критически проверялась автором по
другим источникам. Нередко газетные публикации определяли направление
поиска в архивных документах.
1 В изучаемый период выходили: в Архангельске – ежедневная газета
«Архангельск», «Архангельские губернские ведомости», «Северное утро»
(газета общественно-политическая и литературная); в Вологде – ежедневная
газета «Эхо», «Вологодские губернские ведомости», «Вологодский листок»;
в Петрозаводске – «Олонецкие губернские ведомости», «Олонецкая
неделя» (еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной
и народной жизни), «Олонецкое утро» (ежедневная областная общественно-литературная
газета), «Олонецкое эхо» (ежедневная областная
общественно-литературная ãàçåòà), «Ýõî» (ежедневная газета 1913–1917 ãã.).
2
«Архангельские городские известия»; «Архангельские епархиальные
ведомости»; «Вестник Олонецкого губернского земства» (Петрозаводск);
«Вологодские епархиальные ведомости»; «Известия Архангельского общества
изучения Русского Севера»; «Известия Вологодского общества изучения
Северного края»; «Известия Общества изучения Олонецкой губернии»
(Петрозаводск); «Олонецкие епархиальные ведомости» (Петрозаводск).
16
Стр.16
Важным, хотя и весьма специфическим источником является
иллюстративный, прежде всего фотографический, материал. В конце
1916 г. Архангельское фотографическое общество обратилось к
гражданскому и военному губернаторам с просьбой разрешить одному
из фотографов съемку в городе и порту, «дабы сохранить для
потомков грандиозные события, которые переживает наш город в
настоящую, Великую войну». Такое разрешение получил местный
фотограф А. Поплавский. При этом было оговорено, что отпечатывать
снимки до конца войны он не будет, а негативы обязуется хранить
в здании губернского правления. Судьба этих негативов не известна,
но фотограф, по-видимому, имел дубликаты некоторых негативов,
которые в конце 1960-х гг. попали в фонды Архангельского
краеведческого музея и Государственный архив Архангельской области.
Значительная часть этих негативов не публиковалась, и их
изучение дает представление об Архангельске в последний период
войны.
Кроме этой коллекции, имеется еще несколько десятков фотографий,
сделанных офицерами, военными строителями, а также профессиональными
фотографами1
, по заданию властей занимавшимися
фотофиксацией каких-либо событий: строительства Петрозаводской
и Мурманской железной дороги, каналов на Мариинской водной системе,
портостроительных работ в Архангельске и на Мурмане, последствий
диверсий и пр.
Фотография – документ, который сложно фальсифицировать
или превратно истолковать. Учитывая неполноту архивных фондов,
относящихся, прежде всего, к последнему периоду войны, фотографии
послужили автору ценным источником информации, позволившей
подтвердить достоверность той или иной вызывающей
сомнение информации.
1 Негативы цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского находятся
на хранении в библиотеке Конгресса США. Частично снимки размещены
на сайте этой библиотеки и на отечественных сайтах (ñì.: URL: http://psspb2008.narod.ru/murm_introduction.htm;
http://www.webpark.ru/comment/
tsvetnie-foto-proshlogo-veka).
Фотофиксация событий, сделанная профессионалами, отложилась в архивных
и музейных фондах. Для работы над книгой автором привлекались
фотографии из коллекций Государственного архива Российской Федерации,
Государственного архива Архангельской области, Архангельского
краеведческого музея. Использовались также опубликованные фотографии,
негативы которых находятся в других хранилищах.
17
Стр.17
Эпоха Первой мировой войны достаточно приближена к нашему
времени, что создает иллюзию легкости ее научной реконструкции.
Вместе с тем, имеющиеся источники дают достаточно фрагментарную
картину происходивших событий. Иногда источники
дают противоречивую информацию, что объясняется военными
обстоятельствами и существованием цензуры. Задачей автора была
тщательная перепроверка полученных сведений через максимальное
количество прочих источников и создание на их основе полноценной
картины жизни Северного края в один из переломных периодов
истории страны и мира.
18
Стр.18
Глава I
Военно-промышленный потенциал
Северного края
19
Стр.19