Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Великая война и Северный край. Европейский Север России в годы Первой мировой войны: монография (290,00 руб.)

0   0
АвторыТрошина Татьяна Игоревна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц347
ID279620
АннотацияВ книге представлена история грандиозного дорожного и портового строительства на Европейском Севере России в годы Первой мировой войны, показана мобилизация местной экономики для поддержки армии и оборонной промышленности, описаны мероприятия по организации обороны региона. Прослежены процессы нарастания внутреннего напряжения, связанного с нарушением традиционного демографического баланса в регионе, с продовольственным и топливным кризисами, имевшими в северных губерниях специфические проявления, с имущественной и социальной дифференциацией населения, ставшей результатом ускоренной модернизации всех сторон жизни в годы войны. В приложении к монографии опубликован рассказ Карла Гульбе, старшего помощника капитана погибшего осенью 1914 г. в Белом море парохода «Ормесби», иллюстрирующий, в каких тяжелых условиях приходилось осуществлять все виды деятельности на Крайнем Севере России в военное время.
Кому рекомендованоИздание адресовано самым широким читательским кругам, интересующимся событиями Первой мировой войны и историей Русского Севера
ISBN978-5-261-00907-8
Великая война и Северный край. Европейский Север России в годы Первой мировой войны: монография / Т.И. Трошина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 347 с. — ISBN 978-5-261-00907-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/279620 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В приложении к монографии опубликован рассказ Карла Гульбе, старшего помощника капитана погибшего осенью 1914 г. в Белом море парохода «Ормесби», иллюстрирующий, в каких тяжелых условиях приходилось осуществлять все виды деятельности на Крайнем Севере России в военное время. <...> Организация безопасности мореплавания в северных водах . <...> Интерес к изучению Северного края и его роли для государства в период мировой войны появился у местных общественных деятелей, объединенных в различные краеведческие общества1 , уже в 1 Имеются в виду Архангельское общество изучения Русского Севера (Архангельск), Вологодское общество изучения Северного края (Вологда), Общество изучения Олонецкой губернии (Петрозаводск). <...> В частности, нежелание признавать значение союзнических поставок в Россию для оборонной промышленности и фронта привело к тому, что роль северных портов в годы войны в последующем практически не изучалась. <...> Экономическое положение нашего Севера, его внешняя торговля в связи с переживаемыми событиями // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера (далее Известия АОИРС). <...> Тогда же появляются публикации, нередко имевшие гриф «Для служебного пользования», по изучению опыта Великой войны в вопросах мобилизации Архангельского порта для внешнеторговых операций с союзниками, формирования Северной флотилии, защиты морских путей1 В годы Великой Отечественной войны, когда Советский Союз вступил в союзнические отношения с Англией и США и были вос. аванпорта у гор. <...> Всемирная война и Архангельский край // Известия АОИРС. <...> Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах // Морской сборник. <...> В Русском Зарубежье также появились работы по данной проблематике, например в издаваемом Обществом бывших русских морских офицеров в Америке альманахе «Морские записки» (Нью-Йорк, 1943–1963 гг.) <...> Изучаются внешнеэкономические связи России с союзниками во время войны, в которых особое значение принадлежало <...>
Великая_война_и_Северный_край._Европейский_Север_России_в_годы_Первой_мировой_войны_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Великая_война_и_Северный_край._Европейский_Север_России_в_годы_Первой_мировой_войны_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Т.И. Трошина ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И СЕВЕРНЫЙ КРАЙ Европейский Север России в годы Первой мировой войны Монография Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 94(520).032.3/4(470.1/2) ББК 63.3(2)524-98(2Ðîñ-4Àðõ) Ò766 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор исторических наук, профессор В.И. Голдин; доктор исторических наук, профессор П.В. Ф¸доров Ò766 Òðîøèíà, Ò.È. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы Первой мировой войны: монография / Т.И. Трошина; Сев. (Àðêòè÷.) ôåäåð. óí-ò èì. Ì.Â. Ломоносова. – Архангельск: ИД ÑÀÔÓ, 2014. –347 ñ.: èë. ISBN 978-5-261-00907-8 В книге представлена история грандиозного дорожного и портового строительства на Европейском Севере России в годы Первой мировой войны, показана мобилизация местной экономики для поддержки армии и оборонной промышленности, описаны мероприятия по организации обороны региона. Прослежены процессы нарастания внутреннего напряжения, связанного с нарушением традиционного демографического баланса в регионе, с продовольственным и топливным кризисами, имевшими в северных губерниях специфические проявления, с имущественной и социальной дифференциацией населения, ставшей результатом ускоренной модернизации всех сторон жизни в годы войны. В приложении к монографии опубликован рассказ Карла Гульбе, старшего помощника капитана погибшего осенью 1914 г. в Белом море парохода «Ормесби», иллюстрирующий, в каких тяжелых условиях приходилось осуществлять все виды деятельности на Крайнем Севере России в военное время. Издание адресовано самым широким читательским кругам, интересующимся событиями Первой мировой войны и историей Русского Севера. УДК 94(520).032.3/4(470.1/2) ББК 63.3(2)524-98(2Ðîñ-4Àðõ) Издание осуществленно при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (ïðîåêò ¹ 12-41-93002-ê) ISBN 978-5-261-00907-8 © Трошина Ò.È., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет èì. Ì.Â. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление От автора .......................................................................................................... Введение .............................................................................................................. Глава I. Военно-промышленный потенциал Северного края ....................... § 1. Северный край в военной доктрине России начала ХХ века .... § 2. Мобилизационный потенциал Северного края ........................... § 3. Отношение населения к войне ........................................................ § 4. Начало войны в Северном крае ....................................................... Глава II. Система управления и обеспечения безопасности края во время войны ............................................................................................................. § 1. Военно-административное управление краем .............................. § 2. Организация безопасности мореплавания в северных водах .... § 3. Формирование военно-морских сил на Севере ............................ § 4. Организация противопожарной и антидиверсионной безопасности ............................................................................................. Глава III. Реорганизация транспортной системы Северного края под влиянием военных обстоятельств ................................................................... § 1. Развитие существующих морских портов и строительство новых ..................................................................................................... § 2. Расширение железнодорожного строительства ........................... § 3. Водные ïóòè: новые возможности в условиях войны ................. § 4. Использование внутренних дорог для гужевой доставки грузов Глава IV. Экономика северных губерний во время войны ........................... § 1. Трансформация хозяйственной жизни под влиянием военных обстоятельств .............................................................................. § 2. Новые перспективы экономического развития края .................. § 3. Вопросы жизнеобеспечения населения северных губерний ..... § 4. Нереализованные экономические проекты .................................. Глава V. Демографические потери и приобретения Северного края .......... § 1. Беженцы ................................................................................................ § 2. Военнослужащие ................................................................................ § 3. Военнопленные и интернированные граждане вражеских стран § 4. Приезжие рабочие .............................................................................. Глава VI. Влияние войны на состояние населения Северного края ........... § 1. Война как фактор напряжения в тылу ........................................... § 2. Негативные последствия массовой военной мобилизации ....... § 3. Раскол городского общества ............................................................ Заключение ......................................................................................................... Приложение ....................................................................................................... 3 4 6 19 22 29 37 41 47 49 60 69 72 93 95 117 128 141 149 151 161 173 191 195 199 212 219 232 251 254 266 276 287 295
Стр.3
От автора История государства, как и человеческая память, обладает свойством избирательности. Под влиянием обстоятельств можно забыть события недавнего прошлого, даже если в процессе их переживания казалось, что память о них сохранится навсегда. Так случилось с Первой мировой войной, которую в России называли «второй отечественной», а в западных странах она до сих пор именуется «Великая война». В России, находившейся в «лагере победителей», под травмирующим влиянием войны сложились обстоятельства, не позволившие справиться с сопровождавшими ее политическими, социальными, экономическими рисками. Мировая война переросла в Гражданскую, затмившую в глазах современников связанные с ней события – как великие, так и трагические. Вместе с тем, для Европейского Севера России эта война была поистине судьбоносной. Грандиозные работы по переустройству всей инфраструктуры в крае привели к диверсификации его экономического развития, к изменению социального состава населения, подготовили предпосылки для развития региона на протяжении всего ХХ в. Опыт работы автора в Архангельском краеведческом музее и исследование научно-краеведческих работ первых лет ХХ в. показали, что многие события предреволюционного времени, о которых еще помнили и могли рассказать люди, не отражены в научной литературе и не являются достоянием общественности. Знакомство с архивными документами и статистикой выявило, что 1910-е гг. отнюдь не были периодом «вызревания революционных предпосылок», а война 1914 г., приведя к ухудшению положения населения (что естественно для любой войны), стала одновременно катализатором мощного экономического и социального развития всей России, а особенно ее Европейского Севера. 4
Стр.4
Многолетняя работа с различными источниками, а главное – общение с людьми, помнившими войну (к сожалению, все они уже ушли из жизни), позволили автору монографии восстановить события тех лет и поделиться своими знаниями в десятках научных и научно-популярных статей, в книге «Великая война… Забытая война… (Архангельск в годы Первой мировой войны)», а в преддверии векового юбилея тех трагических и величественных событий, предложить читателю издание, в котором показано развитие в военный период всего региона. В книге представлено комплексное исследование различных аспектов жизнедеятельности Русского Севера в годы Первой мировой войны. Исследование массовых процессов в переломный, кризисный период истории позволяет проследить причины искажения не только социально-экономического развития, но и межличностных отношений, крушения традиционной культуры, формирования в обществе разрушительных тенденций, с особой силой проявившихся позднее. 5
Стр.5
Введение Первая мировая война 1914–1918 гг. явилась важным этапом в развитии европейской цивилизации, «прологом» ХХ в., определившим основные направления развития человечества в этом столетии. Для России значение войны определяется также тем, что сформировался комплекс социальных, экономических и политических противоречий, которые привели страну к тяжелейшим социальным потрясениям, к революциям и Гражданской войне. Война обнажила все слабые стороны внешней и внутренней политики Российского государства, потребовала кардинального изменения многих направлений. В этом плане показательна судьба северной провинции Европейской России (Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии). В частности, недооценка в мирное время правительственными структурами северных морских портов в начальный период войны едва не обернулась провалом снабжения армии и оборонной промышленности. Доставка в 1914 г. через Архангельск, единственный северный порт, соединенный с центром страны транспортными путями, важнейшего народнохозяйственного и военного импорта и дальнейшая его транспортировка в промышленные районы и на фронт по крайне слабо развитой транспортной инфраструктуре были связаны со значительными сложностями. Потребовалось форсированное государственное строительство новых портов и дорог к ним. В результате здесь возникли порты мирового значения, появилась развитая инфраструктура, что определило дальнейшую судьбу региона на протяжении всего ХХ в. Интерес к изучению Северного края и его роли для государства в период мировой войны появился у местных общественных деятелей, объединенных в различные краеведческие общества1 , уже в 1 Имеются в виду Архангельское общество изучения Русского Севера (Архангельск), Вологодское общество изучения Северного края (Вологда), Общество изучения Олонецкой губернии (Петрозаводск). 6
Стр.6
годы войны. Исследования местной интеллигенции и промышленников были связаны с осмыслением самодостаточности региона, сложившейся в период экономического подъема 1914–1916 гг.1 Много литературы по проблемам Первой мировой войны появилось в первое десятилетие после ее окончания, что было вызвано желанием осмыслить «по свежим следам» это важнейшее событие человеческой истории, каким представлялась современникам мировая война. Одновременно стал подниматься вопрос о претензиях и контрпретензиях России и стран Антанты в отношении выполнения союзнических обязательств. Эта тема была «политической», поэтому нередко подвергалась фальсификации. В частности, нежелание признавать значение союзнических поставок в Россию для оборонной промышленности и фронта привело к тому, что роль северных портов в годы войны в последующем практически не изучалась. Многие публикации 1920-х гг. вскоре оказались в спецхранах библиотек и архивов. Став труднодоступными для исследователей, они не смогли оказать должного влияния на дальнейшее развитие отечественной исторической науки, которая оказалась под влиянием идеологических стереотипов. В советской историографии происходило формирование отношения к мировой войне как к событию, подготовившему предпосылки для революционных социальных преобразований, поэтому акцент делался на «обезземеливании» крестьянских хозяйств, на уменьшении поголовья скота. Например, активно публиковался И.И. Данишевский, один из крупнейших предпринимателей и активных общественных деятелей (см.: Данишевский И.И. Народное хозяйство нашего Севера. Архангельск, 1919; Его же. Экономические перспективы в связи с железнодорожным строительством на Севере. Архангельск, 1917; Его же. Экономическое положение нашего Севера, его внешняя торговля в связи с переживаемыми событиями // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера (далее Известия АОИРС). 1918. ¹ 1–2). Он сам был зачинателем многих новых экономических ïðîåêòîâ. В этом человеке ярко проявился свойственный тому периоду российской истории конфликт между идеями либерализма и государственности. Интерес к происходившим событиям способствовал тому, что уже во время войны и в первые послевоенные годы практиковалась публикация важных документов, касающихся экономического и социального развития края, а также материалов дискуссий вокруг вопросов железнодорожного и портового строительства в Северном регионе. См.: Мурманская железная дорога. Пг., 1916; Архангельский торговый порт: доклад Московскому торгово-промышленному обществу. М., 1914; Ляхницкий В.Е. Изыскания в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915–1916 года для составления 1 7
Стр.7
Не обращалось внимания на то, что подобное раскрестьянивание (во всяком случае, в северных губерниях) было результатом резкой индустриализации и урбанизации, вызванными войной. Тема войны, таким образом, стала неактуальной; подчеркивалось ее второстепенное значение по сравнению с событиями Октябрьской революции. Кроме òîãî, на рубеже 1920-õ и 1930-õ ãã. в отечественной исторической науке стало сворачиваться такое перспективное направление, как краеведение; научное исследование региональных и локальных проблем не приветствовалось и постепенно исчезало. Изучение местных событий допускалось только как подбор фактов, подтверждающих общую концепцию. В конце 1930-х гг. в связи с назреванием новой мировой войны возрос интерес к военной истории; стали изучаться вопросы стратегии и тактики армий всех воевавших в Первой мировой войне сторон, в том числе организация тыловых служб. Подобные исследования преследовали практические цели, и «специфика» Первой мировой отходила на второй план. Тогда же появляются публикации, нередко имевшие гриф «Для служебного пользования», по изучению опыта Великой войны в вопросах мобилизации Архангельского порта для внешнеторговых операций с союзниками, формирования Северной флотилии, защиты морских путей1 В годы Великой Отечественной войны, когда Советский Союз вступил в союзнические отношения с Англией и США и были вос. аванпорта у гор. Архангельска // Труды отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности. Ïã., 1916. Âûï. ÕLIÕ; Кандиба Á.Í. Русское портостроительство в период войны 1914–1917 ãã. Ë., 1924; Визе Â. Всемирная война и Архангельский край // Известия ÀÎÈÐÑ. 1918. ¹ 3–4; Андреевский Л.И. Фабрично-заводская промышленность Севера накануне Первой мировой войны. Вологда, 1921; Оленев И.В. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Гельсингфорс, 1917; Левитский С.А. Путь к океану // Известия Общества изучения Олонецкой ãóáåðíèè. 1915. ¹ 1. Ñ. 1–20; и äð. Вопрос возможности обособленного от страны существования региона был особенно актуален в период Гражданской войны, когда северные территории Архангельской губернии выделились из Советской России в Северную область, и в начальный период нэпа, когда край в определенной степени выживал, будучи предоставлен сам себе. 1 Быков П.Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914–1918 ãã. Ë., 1939; Марков Ñ. Êîðàáëè, взлетевшие на воздух // Год двадцать второй: альманах. М., 1939; Коротков Н.В. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах // Морской ñáîðíèê. 1934. ¹ 8. Ñ. 185–196. 8
Стр.8
становлены практически по образцу Первой мировой войны поставки грузов военного значения через северные и дальневосточные порты, появляется ряд публикаций, освещавших вопросы союзнических отношений России со странами Антанты1 . Автор серии очерков «Русский Север в первую мировую войну» П.А. Варнек2, находясь в эмиграции и не имея возможности опираться на военные архивы, построил свое исследование на воспоминаниях военных моряков (Н.Э. Викорста, С.М. Поливанова, Н.Н. Коркунова и др.), принимавших участие в обороне Севера и его грандиозном преобразовании в 1914–1918 ãã. Кроме òîãî, он привлекал материалы британских и германских военных архивов. С началом «холодной войны» поставки, осуществлявшиеся в 1914– 1918 гг., стали вновь оцениваться односторонне: союзников обвиняли в нарушении обязательств и попытках вмешательства таким образом во внутренние дела России. Подобные выводы справедливы, но обычно они декларировались без надлежащего исторического анализа. С 1960-х гг. изучение Первой мировой войны в отечественной исторической науке происходило в основном в трех направлениях – военная история, внешнеполитическая деятельность, социальноэкономическое развитие. Пожалуй, наиболее изученной стороной остается военная история3 одним из которых стала коллективная монография, созданная в 1975 г. усилиями советских историков4 . Появляется ряд концептуальных трудов, . В этом труде, получившем название «Ïåðâàÿ мировая война 1914–1918 ãã.», дана общая õàðàê1 Сидоров А.Л. Отношения России с союзниками и иностранные поставки во время первой мировой войны // Исторические çàïèñêè. 1945. Ò. 15; Его же. Миссия в Англию и во Францию по вопросу снабжения России в годы первой мировой войны // Исторический àðõèâ. 1949. Ò. IV. В Русском Зарубежье также появились работы по данной проблематике, например в издаваемом Обществом бывших русских морских офицеров в Америке альманахе «Ìîðñêèå çàïèñêè» (Íüþ-Éîðê, 1943–1963 ãã.). 2 ñêè. 1948–1958. Âûï. VI–VIII. 3 Варнек П.А. Русский Север в первую мироую войну // Морские запиСм.: Столяренко М.А. Флотилия Северного Ледовитого океана, 1915 – февр. 1918 г.: (Боевые действия флотилии в первую мировую войну и участие североморцев в борьбе за победу Октябрьской революции): автореф. дис. … êàíä. èñò. íàóê. Ë., 1961; Залесский Í.À. Флот русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летопись Ñåâåðà. 1972. Âûï. VI; Балах Þ. Флотилия Северного ледовитого океана // Морской ñáîðíèê. 1987. ¹ 11. 4 Ì., 1975. 9 Первая мировая война 1914–1918 ãã.: в 2 ò. / под ðåä. È.È. Ростунова.
Стр.9
теристика Северного морского театра военных действий и деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана. Изучаются внешнеэкономические связи России с союзниками во время войны, в которых особое значение принадлежало северным портам, прежде всего Архангельску1 . В трудах советских историков по экономическому развитию страны в начале века событиям Первой мировой уделялось неоправданно мало внимания. Это касается и работ по истории Северного региона. Проблемы хозяйственного развития края в период войны рассматривались односторонне2 . Так, экономика изучалась в основном в русле развития традиционного вида производства – лесопиления, которое в годы войны находилось в кризисном состоянии, первоначально в связи с запретом на вывоз из страны сырья, а впоследствии в связи с высокими фрахтами на экспорт. Тем самым подтверждался тезис об экономическом упадке и фактически игнорировались вопросы новых перспектив региона, связанных в частности с экономическим освоением арктических и приарктических территорий. Освещение вопросов социально-экономических развития и связанных с ним проблем рабочего движения происходило в основном с позиций классовой борьбы3 . В частности, факт прибытия в Архангельский порт рижских транспортных рабочих рассматривался в публикациях на эту тему как тактический прием 1 Игнатьев В.А. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции. М, 1966; Столяренко М.А. Англо-русские соглашения о северных портах России в годы первой мировой войны // Вестник ЛГУ. 1961. ¹ 8; Его же. Значение русских северных морских сообщений и портов в годы первой мировой войны // Записки центрального военно-морского ìóçåÿ. 1960. Ò. 2; Его æå. Англо-русские соглашения о северных портах России в годы первой мировой войны // Вестник ЛГУ. 1961. ¹ 8. 2 Трофимов П.М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. М., 1961; Цейтлин М.А. Очерки развития лесозаготовок и лесопиление в Ðîññèè. Ì., 1968; и äð. 3 Балагуров Я.А. Фабрично-заводские рабочие дореволюционной Карелии. 1861–1917. Петрозаводск, 1968; История северного крестьянства. Ò. 2: Крестьянство Европейского Севера в период капитализма. Архангельск, 1985; Никулина Т.В. Пролетариат Европейского Севера России в годы империалистической войны // Вопросы истории Европейского севера: межвузовский ñá. Петрозаводск, 1984. 10
Стр.10
РСДРП1 . Преувеличивалось значение немногочисленных рабочих выступлений, во многом превратно толковалось положение рабочего класса. При этом не подвергался должному анализу такой важный вопрос, как обеспечение рабочей силой объектов народного хозяйства в годы тотальной войны. С конца 1980-х г. у отечественных историков появилась возможность работать в закрытых прежде архивах, в том числе в иностранных. Интерес к так называемым «белым пятнам» отечественной истории привел к тому, что события Первой мировой становятся предметом специального изучения. С 1992 г. при Институте всеобщей истории РАН работает Ассоциация историков Первой мировой войны, которая ставит своей целью «подойти к истории Великой войны многоаспектно, исследуя разнообразие ее глобальных проявлений и воздействие на судьбы мировой цивилизации». Членами Ассоциации проводятся исследования, касающиеся различных аспектов войны. Особое внимание уделяется изучению изменения духовной атмосферы в обществе, исследованию влияния войны на общественную мораль, на политизацию общества. Региональные проблемы Первой мировой войны в настоящее время также привлекают внимание. Возрос интерес к ней и у краеведов, рассматривающих в основном локальные события или деятельность отдельных исторических персонажей. Наиболее популярными темами при изучении провинциальной истории, в том числе и северных губерний, стали вопросы благотворительности, изучение положения беженцев и пленных2 1 Очерки истории Архангельской организации КПСС. Архангельск, 1970. Ñ. 61; Владимирова Ë.Â. Северная латышская группа РСДРП // Памятные даты Архангельской области на 1981 ãîä. Архангельск, 1981. 2 Штыченко Е.Э. Первая мировая война и перемены в повседневности Петрозаводска // Краеведческие чтения: материалы I научной конференции. Петрозаводск: Verso, 2008. Ñ. 104–109; Баданов Â.Ã., Кораблев Í.À. Земский и городской союзы Олонецкой губернии в годы Первой мировой войны // Управление и экономика:опыт, теория, практика. Вологда, 2009. С. 145–151; Суржикова Н.В. Из опыта использования военнопленных Первой мировой войны в экономике провинциальной России // История пенитенциарной системы России в ХХ веке: сборник материалов международного научного ñåìèíàðà. Âîëîãäà, 2007. Ñ. 122–129; Голикова Í.È., Смелкова Т.Н. К вопросу о взаимодействии государственных учреждений и общественных организаций в годы Первой мировой войны (по материалам Вологодской губернии) // Историческое краеведение: источники и исследования: сборник ñòàòåé. Âîëîãäà, 2003. Âûï. 9. Ñ. 133–140; и äð. 11 . Архангельские истори
Стр.11
ки фиксируют свое внимание на истории порта, а также на событиях в портовых районах Бакарица в октябре 1916 г. и Экономия в январе 1917 ã.1 из небытия имен героев этой войны3 Профессиональными историками глубоко исследуются вопросы военной истории2. Вклад краеведов заключается в восстановлении . К сожалению, в отсутствии фундаментального исторического труда, содержащего основные положения данных исторических событий, краеведы и историки, работающие в локальной тематике, 1 Фруменков Ã.Ã. Взрывы в порту // Архангельск: 1584–1984: Фрагменты истории. Архангельск, 1984; Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской губернии в политике Российского государства в годы первой мировой войны: дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2003; Его же. Обеспечение безопасности судоходства и морских портов на Европейском Севере России в годы первой мировой войны // Поморье в Баренц-регионе: экология, экономика, социальные проблемы, культура: сб. тез. III междунар. конф. Архангельск, 1997; Его же. Первая мировая война и осуществление зимних навигаций на Русском Севере // Экология северной территории России. Архангельск, 2002. Т. 2; Хрушкая Л.Н. Главноначальствующий г. Архангельска и Беломорского водного района // Защитники Отечества: мат-лы региональных общественно-научных чтений. Архангельск, 2003; Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны // На страже безопасности Поморского Ñåâåðà: ñáîðíèê. Архангельск, 2003. Ñ. 9–52; и äð. 2 Климовский Ñ.Ä. Заградители «Ìîíãóãàé», «Óññóðè», «Øèëêà», «Ïðóò» // Судостроение. 1988. ¹ 6. Ñ. 61–64; Кузнецов Ë.À. Транспорт «Áàêàí» на охране северных рубежей России // Судостроение. 1990. ¹ 12. Ñ. 54–59; Андриенко Â.Ã. Первая зимняя навигация на Белом море (1914–1915 ãã.) // Ãàíãóò. ÑÏá., 1993. Âûï. 5. Ñ. 59–69; Козлов Ä.Þ. Подводная опасность и русское судоходство, 1914–1917 ãã. // Морской ñáîðíèê. 1996. ¹ 8; Черников È.È. Речной флот Военного ведомства. 1915–1917 годы // Ãàíãóò. ÑÏá., 2000. Âûï. 25. Ñ. 22–40; 2001. Âûï. 26. Ñ. 21–29; 2001. Âûï. 27. Ñ. 39–47; Жалнин Д.Е. История строительства и Боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого îêåàíà: 1914–1920 ãã.: äèñ. ... êàíä. èñò. íàóê. Ìóðìàíñê, 2005; и äð. 3 Николаева Н.И. «За веру, Царя и Отечество!» (Котлас и котлашане в годы Первой мировой войны) // Двинская земля: мат-лы межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. Котлас, 2007. Âûï. 5. Ñ. 111–117; Санакина Ò.À. Материалы к мартирологу архангелогородцев, погибших в Первой мировой войне // Защитники Отечества: матлы региональных общественно-научных чтений. Архангельск, 2003. Здесь же следует упомянуть серию публикаций вологодского исследователя Е.Л. Демидовой о георгиевских кавалерах – уроженцах Вологодской губернии. 12
Стр.12
нередко допускали ошибки. С середины 1990-х гг. стала вестись работа над региональными энциклопедиями, целью которых является объединение всех разрозненных историко-краеведческих исследований, в том числе и по теме Первой мировой1 . В рамках изучения Гражданской войны и интервенции на Севере особое внимание уделялось Первой мировой войне, создавшей политические, социальные и экономические предпосылки этим событиям. В первой главе монографии В.И. Голдина «Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере» дана общая характеристика экономических и социальных изменений, произошедших на Севере в 1914–1918 ãã., которая анализируется в связи с появлением у бывших союзников России по Антанте собственного интереса к этому региону2 событиям Гражданской войны, представлена картина социальной истории края накануне революционных событий 1917 г.3 рии, с особой силой обозначившаяся в годы Первой мировой войны, представлена в работах мурманского историка П.В. Федорова5 Архангельска в годы войны явилась темой отдельной книги автора данного текста4 . В книге Л.Г. Новиковой, также посвященной История . Специфика «северного вектора» российской исто. Из зарубежных авторов, проявлявших интерес к событиям войны в северных губерниях России, следует отметить немецкого историка Райнхарда Нахтигаля6 , который основное внимание по понятным причинам уделяет проблеме военнопленных на строительных работах. Отсутствие значительных работ англо-американских историков, в которых раскрывались бы вопросы военного и экономического сотрудничества стран Антанты с Россией на Русском Севере, вызвано, по 1 См., например: Поморская энциклопедия. Т. I: История Архангельского Севера. Архангельск, 2001; Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006; Республика Êîìè: энциклопедия. Сыктывкар, 1997. Ò. 1. 2 Ñåâåðå. Ì., 1993. 3 обозрение, 2011. 4 Голдин В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Новикова Л.Г. Провинциальная контрреволюция: Белое движение и Гражданская война на Русском Севере, 1917–1920. М.: Новое литературное Трошина Т.И. Великая война… Забытая война… (Архангельск в годы Федоров П.В. «Вторые Дарданеллы»: Кольский край в истории РоссийПервой мировой âîéíû, 1914–1918 ãã.) Архангельск, 2007. 5 ского государства. Мурманск, 2002; Его же. Северный вектор в российской Нахтигаль Р. Мурманская железная дорога. 1915–1919 гг. Военная неистории. Центр и Кольское Заполярье в ÕVI–ÕÕ ââ. Ìóðìàíñê: ÌÏÃÓ, 2009. 6 обходимость и экономические соображения. СПб.: Нестор-История, 2011. 13
Стр.13
всей видимости, неактуальностью для них этой темы, которая была перекрыта событиями военной интервенции на последнем этапе войны. Предлагаемая читателю книга основана на предшествующей и современной историографии, включая публикации краеведов, работавших и работающих в данной тематике, и дает общую картину событий Первой мировой войны на Европейском Севере России с акцентом на социальных вопросах. Проблемы развития транспортной инфраструктуры региона в годы войны, важные в контексте всероссийской истории, а также процессы экономического развития края в ракурсе тех перспектив, которые наметились тогда в этом направлении, представлены с учетом деформирующего влияния условий военного времени. Автор стремился исследовать процессы социальной миграции, ломки устоявшихся социально-культурных отношений под влиянием экстремальной ситуации мировой войны. В книге война показана как одно из выражений кризиса цивилизации рубежа XIX и XX вв., когда обострились все присущие этой цивилизации противоречия, были затронуты все стороны общественной жизни, подвергся влиянию сам менталитет народа и вместе с тем определились основные направления дальнейшего развития на протяжении всего XX в. Изучение «обыденной» истории северной провинции в переломный период, когда рушились традиционные отношения, деформировалась система общественных ценностей и складывались под влиянием психологического и экономического пресса новые формы межличностных отношений, вполне наглядно иллюстрирует этот «цивилизационный кризис». При работе над книгой были использованы разнообразные источники: документы центральных, областных и ведомственных архивов, информация из газет и журналов того времени, воспоминания современников. Работа с архивными документами периода Первой мировой вой-ны достаточно сложная; особенно это касается документов последнего периода (êîíåö 1916–1917 ã.), когда многие из них представляли собой небольшие листки бумаги с торопливой записью, нередко карандашом. В это время развивается так называемый «телеграфный стиль» в деловой переписке: появляются разнообразные сокращения, использование шифров. Среди источников преобладают телеграммы, телефонограммы, расшифровки шифрограмм, которые отличаются краткостью изложения, пред14
Стр.14
полагающей понимание предмета обсуждения корреспондентами. Впрочем, благодаря указанию точного времени, места отправления и адресатов на документах подобного рода можно точно датировать события. С другой стороны, бюрократизация всех сторон общественной жизни, развившаяся именно в период Первой мировой войны, когда практически любое, даже частное, мероприятие требовало большой переписки и тщательного документирования, значительно облегчает изучение так называемой «обыденной истории» общества. Это тем более важно, что собственно воспоминания современников по этому периоду практически отсутствуют1 . 1 Следует отметить несколько опубликованных воспоминаний современников событий: Давыдов В. Гибель «Ормесби»: Драма во льдах Полярного моря (ýïèçîä из Великой Мировой âîéíû). Ïã., 1919; Сункуев À.Ñ. Из воспоминаний «ðåêâèçèðîâàííîãî» // Бурятоведение. 1929. ¹ 1–2; Кедров Ì.Ñ. За Советский Ñåâåð. Ë., 1940; Федоров Â.Ã. В поисках îðóæèÿ. Ì., 1964; Бочек À. Всю жизнь с ìîðåì. Ì., 1969; Брагин È. Мое поколение. Архангельск, 1968; Из воспоминаний Ì.Ê. Паромова о своей жизни (1910–1918) // Поморский летописец: àëüìàíàõ. Архангельск, 2010. Âûï. IV. Ñ. 252–270; Коротких Ì. Воспоминания. URL: http://www.onegaonline.ru/html/dz2/ seetext.asp?kod=251; Яковлев À.È. Воспоминания: рукопись (1983). URL: http://www.hrono.info/statii/2007/ship_yakov.html; Фрезер Å. Дом над Äâèíîé. Архангельск, 1998. Автором также использовались воспоминания, рукописи которых сохранились в фондах «комиссий по истории коммунистической партии» (см.: Государственный архив Архангельской области. Отдел документов социально-политической истории (äàëåå ÃÀÀÎ. Отдел ÄÑÏÈ). Ô. 8660. Îï. 3, 4; Вологодский областной архив новейшей политической истории (далее ВОАНПИ). Ф. 1332. Оп. 3; Российский государственный архив социальнополитической истории (далее РГАСПИ). Ф. 70. Оп. 3; Центральный государственный архив историко-политических документов (далее ЦГАИПД СПб.); Национальный архив Республики Карелия (далее НАРК). Ф. П-14; архив Общества Северян по собиранию и изданию материалов о Гражданской войне на Севере Европейской части России (ÃÀÐÔ. Ô. ð-5867)) или были частично опубликованы в изданиях: «Архив русской революции» (М., 1991–1993); «Áåëûé Ñåâåð, 1918–1920: мемуары и документы» (Âûï. I. Архангельск, 1993); «Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: сб. воспоминаний и документов» (Мурманск, 2006). Разумеется, эти воспоминания в основном посвящены событиям Гражданской войны, однако в них содержится информация и о событиях Первой мировой. Особая ценность этого вида источников заключается в том, что они представляют собой личные свидетельства. 15
Стр.15
В отличие от других событий начала ХХ в. Первая мировая война почти не отмечена в опубликованных воспоминаниях. Возможно, причина в том, что эта война перешла в Гражданскую, разделившую наиболее активную часть населения на два непримиримых лагеря. Последующие события заслонили собой воспоминания о Великой войне, хотя еще в 1917 г. современникам казалось, что они переживают самые важные моменты истории в жизни своего поколения. Как правило, имеются лишь короткие воспоминания о тех или иных моментах, к тому же окрашенные политическим восприятием через призму последующих событий, поэтому их воспоминания о событиях тех лет недостаточно объективны. Ценным историческим источником являются материалы периодической печати. В годы войны на территории края выходило множество печатных изданий: газеты1 и журналы2 . После событий Февральской революции стало издаваться значительно большее количество газет, в основном, впрочем, «однодневки», однако в них содержится информация, позволяющая косвенно оценить те изменения социальной жизни, которые произошли в то время. В условиях ужесточавшейся военной цензуры информация периодических изданий, прежде всего газет, не могла быть полной. Вместе с тем, в них содержится немало сведений о быте населения. Выявленная таким образом информация критически проверялась автором по другим источникам. Нередко газетные публикации определяли направление поиска в архивных документах. 1 В изучаемый период выходили: в Архангельске – ежедневная газета «Архангельск», «Архангельские губернские ведомости», «Северное утро» (газета общественно-политическая и литературная); в Вологде – ежедневная газета «Эхо», «Вологодские губернские ведомости», «Вологодский листок»; в Петрозаводске – «Олонецкие губернские ведомости», «Олонецкая неделя» (еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной и народной жизни), «Олонецкое утро» (ежедневная областная общественно-литературная газета), «Олонецкое эхо» (ежедневная областная общественно-литературная ãàçåòà), «Ýõî» (ежедневная газета 1913–1917 ãã.). 2 «Архангельские городские известия»; «Архангельские епархиальные ведомости»; «Вестник Олонецкого губернского земства» (Петрозаводск); «Вологодские епархиальные ведомости»; «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера»; «Известия Вологодского общества изучения Северного края»; «Известия Общества изучения Олонецкой губернии» (Петрозаводск); «Олонецкие епархиальные ведомости» (Петрозаводск). 16
Стр.16
Важным, хотя и весьма специфическим источником является иллюстративный, прежде всего фотографический, материал. В конце 1916 г. Архангельское фотографическое общество обратилось к гражданскому и военному губернаторам с просьбой разрешить одному из фотографов съемку в городе и порту, «дабы сохранить для потомков грандиозные события, которые переживает наш город в настоящую, Великую войну». Такое разрешение получил местный фотограф А. Поплавский. При этом было оговорено, что отпечатывать снимки до конца войны он не будет, а негативы обязуется хранить в здании губернского правления. Судьба этих негативов не известна, но фотограф, по-видимому, имел дубликаты некоторых негативов, которые в конце 1960-х гг. попали в фонды Архангельского краеведческого музея и Государственный архив Архангельской области. Значительная часть этих негативов не публиковалась, и их изучение дает представление об Архангельске в последний период войны. Кроме этой коллекции, имеется еще несколько десятков фотографий, сделанных офицерами, военными строителями, а также профессиональными фотографами1 , по заданию властей занимавшимися фотофиксацией каких-либо событий: строительства Петрозаводской и Мурманской железной дороги, каналов на Мариинской водной системе, портостроительных работ в Архангельске и на Мурмане, последствий диверсий и пр. Фотография – документ, который сложно фальсифицировать или превратно истолковать. Учитывая неполноту архивных фондов, относящихся, прежде всего, к последнему периоду войны, фотографии послужили автору ценным источником информации, позволившей подтвердить достоверность той или иной вызывающей сомнение информации. 1 Негативы цветных фотографий С.М. Прокудина-Горского находятся на хранении в библиотеке Конгресса США. Частично снимки размещены на сайте этой библиотеки и на отечественных сайтах (ñì.: URL: http://psspb2008.narod.ru/murm_introduction.htm; http://www.webpark.ru/comment/ tsvetnie-foto-proshlogo-veka). Фотофиксация событий, сделанная профессионалами, отложилась в архивных и музейных фондах. Для работы над книгой автором привлекались фотографии из коллекций Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Архангельской области, Архангельского краеведческого музея. Использовались также опубликованные фотографии, негативы которых находятся в других хранилищах. 17
Стр.17
Эпоха Первой мировой войны достаточно приближена к нашему времени, что создает иллюзию легкости ее научной реконструкции. Вместе с тем, имеющиеся источники дают достаточно фрагментарную картину происходивших событий. Иногда источники дают противоречивую информацию, что объясняется военными обстоятельствами и существованием цензуры. Задачей автора была тщательная перепроверка полученных сведений через максимальное количество прочих источников и создание на их основе полноценной картины жизни Северного края в один из переломных периодов истории страны и мира. 18
Стр.18
Глава I Военно-промышленный потенциал Северного края 19
Стр.19

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ