АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Матвеева Н. Б., 2014 «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС» Б. ТИЩЕНКО <...> ) — ПРИМЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИХОПОДОБНОЙ СТРУКТУРЫ Статья посвящена «Рождественскому романсу» Б. Тищенко <...> В ходе анализа произведения выявляется минимальная инициативность «встречного музыкального ритма». <...> Автор приходит к выводу о возможности реализовать «стихоподобную» музыкальную структуру в условиях монодической системы, результативного лада. <...> , стих, встречный ритм, стихоподобная музыкальная структура, монодия В музыковедении, обращенном к анализу вокальных произведений, утвердилось понятие «встречного ритма» (термин Е. А. Ручьевской) [9]. <...> Как известно, оно обозначает явление структурной инициативности собственно музыкального ритма по отношению к ритму стиха, который Е. <...> предполагает не столько собственно вербальный, сколько ритм стиха, преимущественно силлабо-тонического. <...> Уточнение представляется существенным, ибо, если говорить о речи как определенном акте человеческого самовыражения, то живой речи как раз не свойственна та метрика, которую отличает силлабо-тонический стих и которому противопоставляет ритм музыкальный Е. <...> Например, если говорить о ритме свободной вербальной речи, то именно в вокальной мелодике мы порой находим его воплощение, а противоречие и «встречность» образуется с ритмом силлабо-тонического стиха. <...> Если музыка и перенимает ритмическую и синтаксическую стороны вербальной речи, то не «фотографирует» их, а скорее представляет «художественное видение» 19 интонации. <...> В свете подобных рассуждений было бы интересно рассмотреть пример, в котором встречность музыкальных ритма и синтаксиса сведены к минимуму, а композитор сознательно пытается вслушаться в «мелодику стиха» (термин Б. Эйхенбаума <...> Но интонация поэта, в свою очередь, не обладает ни драматической выразительностью, ни разнообразием ритма, которые могли бы быть интересны для композитора, а, напротив <...>