Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК
ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВА IV международная научно – практическая
конференция (Краснодар, 5 апреля 2014года)
Сборник материалов
Краснодар 2014
1
Стр.1
УДК 378
ББК 74.5
П 90
ISBN – 978-5-94825-152-3
Составители:
Галимова Елена Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
документоведения и информационной культуры Краснодарского государственного
университета культуры и искусств
Касап Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
теории и истории информационно-документных коммуникаций Белорусского
государственного университета культуры и искусств
Майковская Лариса Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
музыкального образования Московского государственного университета культуры и
искусств
Сагитова Лилия Кутузовна, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения
факультета социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности
Белгородского государственного института искусств и культуры
Шадрина Валентина Никифоровна, профессор кафедры издательского дела и
библиотековедения факультета социально-культурной и информационно-библиотечной
деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент А.В. Предеина
кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Шадрина
Рекомендовано к изданию советом информационно-библиотечного факультета ФГБОУ
ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» протокол №10
от 15.05.2014
П 90
Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в
сфере культуры и искусства: материалы 4-ой международной научно-практич.
конференции (Краснодар, 5 апреля 2014).- Краснодар, 2014.- 336с.-(Социальногуманитарный
вестник)
Представлены доклады о проблемах организации образовательной деятельности в
условиях инновационного развития. Отмечены основные направления развития научных
исследований в сфере образования, культуры, искусства.
ISBN – 978-5-94825-152-3
УДК 378.77(063)
ББК 74.5
© КГУКИ, 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………….………..….8
Раздел 1. Современные проблемы модернизации образовательной
деятельности
Бартеньева В.Г. Научно-исследовательская деятельность как средство
формирования профессиональных качеств будущего специалиста………….10
Бахметова Ю.Н. Инновационные педагогические стратегии
совершенствования профессиональной деятельности педагога-психолога…16
Вайцехович Н. Ю. Применение технологий интерактивного обучения для
активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения
курса «теория информации и коммуникации»………………………………...25
Дулатова А.Н. К вопросу о модернизации высшей школы…………………..30
Егорова Е.Н. Особенности и основные направления менеджмента в сфере
образования………………………………………………………………………34
Касап В.А. Пути повышения качества высшего образования в условиях
использования рейтинговой системы оценки знаний студентов……………..40
Kuźma Ewa [Кузьма Ева] Praca z tekstem źródłowym na zajęciach
fakultatywnych z filozofii i etyki. [Работа с текстом оригинала на
факультативных занятиях по философии и этики]……………………………45
Мирошниченко Е.В. Профессиональная подготовка менеджеров
социально-культурной деятельности с применением технологий
дуального обучения……………………………………………………………...56
Прозорова Н. Г. Информационно-коммуникативные технологии в
обучении иностранному языку…………………………………………………64
Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г. Участие работодателей в процессе
подготовки в вузе будущих бакалавров образования ………………………...69
Сытникова Ф. Х. Обучение студентов в неязыковом вузе иностранным
3
Стр.3
языкам на современном этапе…………………………………………….…….75
Храмов В.Б. “self-made man” как образовательный ориентир……………….80
Яковлева И.П. К вопросу о реализации компетентностного подхода в
техническом вузе………………………………………………………………...86
Раздел 2. Актуальные направления научных исследований в области
гуманитарных наук
Благодер Ю.Г. Роль российских археологических обществ в
распространении знаний о Китае (2 половина XIX – начало XX вв.)………..92
Болукова Н. В. Методические службы публичных библиотек Республики
Беларусь в инновационном процессе……………………………………..……98
Галимова Е.Я., Галимова М. М.К вопросу о свойствах электронных
документов…………………………………………………………………...…104
Голубева Н.Л. Организация деятельности детской библиотеки:
методологические основы ……………………………………………..…………….…108
Зиновьева Н.Б. Функциональные различия между документом и
документированной информацией: к постановке проблемы …… ……..…..112
Касьянова И.В. Принципы самоуправления казачьего войска……………..119
Левитина И.Ю. Отечественный кинематограф в 2013 году
(продюсерский аспект)…………………………………………………………124
Маркграф Г.В., Криворотенко C.Н. Сущность, структура и функции
информационно-библиотечных ресурсов…………………………………….133
Матвеева А.С. Электронные коммуникации: анализ структуры
электронного служебного делового письма……………………………….…143
Мельникова А.В. Анализ результатов исследования отношения
студенческой молодежи к вопросу информационной безопасности……….146
Нешитой В.В. Обобщенные распределения в сфере гуманитарных наук….150
Протасова Н.С. Институты исторической памяти: интеграция функций…..155
4
Стр.4
Скворцов И. П. Потенциал идентичности в укреплении национальной
безопасности России………………………………………………………..….158
Уржумова О.М. Книжные салоны в культурной жизни России…………….164
Раздел 3. Сохранение и развитие народной культуры, краеведения
Зырянова Н. Б., Ишин А. В., Красников В. В., Пирожков Г. П.,
Пирожкова И. Г., Сенкевич А. В. Научно-образовательная деятельность
Тамбовского центра краеведения………………………………….…………169
Медведева И.В., Сагитова Л.К., Шадрина В.Н. Клуб «Белогорье»:
исследование, сохранение и популяризация краеведческого наследия…….175
Саитова В. И. Фактографическая информация как средство подготовки
студентов к профессиональной библиотечной деятельности в области
краеведения……………………………………………………………………..180
Чунихина Т.Н. Правовой аспект регулирования традиционной народной
культуры в Краснодарском крае ……………………………………………...186
Раздел 4. Библиотечное и информационно-документационное
образование в современном обществе
Бигеза В.М. Самостоятельная работа студентов как составляющая
профессиональной подготовки библиотечных специалистов, работающих
с детьми…………………………………………………………………………193
Галимова Е.Я. К вопросу о модернизации образовательной деятельности
в вузах культуры и искусств на примере подготовки документоведов и
архивоведов……………………………………………………………………..198
Дидыч А. А. Тенденции развития высшего образования в сфере
документационного обеспечения управления………………………………..203
Зыгмантович С. В. Активные методы обучения как средство практикоориентированной
подготовки библиотечного специалиста…………………208
Лейко Н. А., Федорина А. И. Особенности организаци учебного процесса
5
Стр.5
по курсу “Каталогизация документов”…………………………………....….213
Маланухина С.В. Некоторые вопросы формирования педагогической
компетенции библиотекаря детской библиотеки…………………………….219
Павлова С. А. Инновационная подготовка специалистов библиотечноинформационной
сферы……………………………………………………….224
Попова И.В. Информационные технологии как фактор
совершенствования интерактивных форм обучения в процессе
преподавания документоведческих дисциплин……………………………...231
Предеина А.В. Практико-ориентированный подход в преподавании
дисциплин специализации «Библиотечно-библиографическое
краеведение»……………………………………………………………………235
Сагитова Л.К., Шадрина В.Н. Регионализация библиотечного
образования в Белгородской области…………………………………………239
Cудья Э. С. Актуальные проблемы информационно-библиографической
деятельности в образовательной среде по обретению искусствоведческих
знаний…………………………………………………………………………...246
Раздел 5. Проблемы развития музыкального образования
Бошук Г.А. Использование информационных технологий в обучении
музыкантов-исполнителей ……………………………………………...…….251
Буаттура Насер-Эддин. Традиции бытования арабо-андалузской музыки...255
Быкова К.П. Развитие творческой индивидуальности учащихся в
процессе обучения эстрадному вокалу……………………………………….259
Воскобойникова Э.Г. Детская школа искусств: к вопросу о причинах
необходимости реформирования…………………………...…………………264
Гемаддиев А. И. Проблема отставания теории и методики обучения
игре на гитаре от практики…………………………………………………….270
Икэму А. Условия и факторы формирования традиций уйгурской
музыкальной культуры………………………………………..……………….275
6
Стр.6
Колесникова Г. А. Проблемы развития музыкально-педагогического
образования в Казахстане………………………………………………….….278
Куспанова М. Т. Совершенствование дирижерско-хоровой подготовки
будущих бакалавров музыкального образования в учебном процессе
вуза………………………………………………………………………………283
Майковская Л. С. Актуальные направления научных исследований
в области музыкального образования………………………………………...288
Олексюк О.Н. Коммуникативные кластеры педагогического процесса в
высшем художественном образовании……………………………………….291
Пешев Д.Ф. Классификация некоторых жанров афроамериканской
музыки…………………………………………………………………………..298
Пузрякова А.А. Формирование межкультурной компетентности детей в
процессе хоровых занятий………………………………………………….….302
Рамзова А. О. Проблемы патриотического воспитания подростков
на уроке музыки………………………………………………………….…..…307
Рылов А.В. Музыка в эпоху постмодернизма: к постановке вопроса………312
Стражникова Т.И. Психолого-педагогические аспекты развития
музыкальной памяти…………………………………………………………...317
Фоломеев В. Ю. Роль джазовой импровизации в формировании
исполнительской культуры студента-музыканта………………………….....323
Cведения об авторах публикаций…………………………………………..328
7
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий сборник содержит материалы IV международной научнопрактической
конференции «Пути модернизации научно-исследовательской
и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства».
Данная конференция является 4-й в ряду международных конференций
по гуманитарным проблемам образовательной деятельности, которые
проводятся в Краснодарском государственном университете культуры и
искусств ежегодно с 2011 г. Материалы докладов и сообщений,
представленных на указанных конференциях, вызвали интерес у широкого
круга ученых и специалистов России и зарубежья. В IV конференции
приняли участие ученые из Москвы, Белгорода, Краснодара, Тамбова, Пензы,
Алжирской Народной Демократической Республики, Республики Беларусь,
Китайской Народной Республики, Республики Казахстан, Украины.
Предлагаемый сборник состоит из 5-ти разделов.
Первый посвящен современным проблемам модернизации
образовательной деятельности, в том числе путям повышения качества
высшего образования в условиях использования рейтинговой системы
оценки знаний студентов, применению технологий интерактивного обучения
для активизации познавательной деятельности, реализации
компетентностного подхода, участию работодателей в процессе подготовки
будущих бакалавров, специалистов.
Во втором разделе освещены актуальные направления научных
исследований в области гуманитарных наук.
Третий раздел включает материалы, связанные с вопросами сохранения
и развития народной культуры, краеведения, представлены результаты
деятельности Тамбовского центра краеведения, клуба «Белогорье»,
рассмотрены правовые аспекты регулирования традиционной народной
культуры.
8
Стр.8
В четвертый раздел вошли материалы о библиотечном и
информационно-документационном образовании в современном обществе:
актуальным проблемам информационно-библиографической деятельности в
образовательной среде, информационным технологиям, активным методам
обучения, самостоятельной работе студентов, инновационной подготовке
выпускников вузов.
Пятый раздел отражает проблемы развития музыкального образования:
формирование творческих индивидуальностей, вопросы организации
музыкально-педагогического образования в разных государствах и регионах
мира, задачи совершенствования дирижерско-хоровой, исполнительской
подготовки будущих бакалавров, психолого-педагогические вопросы
обучения.
Поднятые в материалах конференции вопросы рассматриваются в
разных аспектах: теоретическом, практическом, методическом,
региональном. Освещены также некоторые исторические проблемы и опыт
других стран, имеющие значение для модернизации научноисследовательской
и образовательной деятельности в сфере культуры и
искусства.
Материал представлен в авторской редакции. Мнение составителей
может не совпадать с позицией автора. Редакция не несет ответственности за
высказанные авторами мнения.
В сборнике приведены сведения об авторах.
9
Стр.9
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Г. Бартеньева
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Современное производство нуждается в получении
высококвалифицированных специалистов и инновационных технологий.
Как следствие высшее профессиональное образование ориентировано на
социальный заказ, диктуемый экономической ситуацией в нашей стране.
Потребителями результатов образовательных процессов являются
работодатели, оценивающие качество образования и подготовленность
специалистов по уровню их профессиональных качеств. Высшее образование
должно быть направленно на подготовку специалиста, способного
применять полученные знания и умения в своей отрасли производства, уметь
презентовать свою деятельность, быть готовым к осуществлению
определенного вида деятельности в конкретных ситуациях.
Профессиональная компетентность как качество будущего специалиста
формируется на протяжении всего образовательного и познавательного
процессов. Задача ВУЗа – подготовить высококвалифицированного
специалиста в выбранной области профессиональной деятельности.
Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании
на базе общего образования таких профессионально значимых для личности
и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно
реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности с
использованием исследовательских навыков и умений. Выполнение
стандартов ВПО третьего поколения предполагает формирование
определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего
10
Стр.10