Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Основные тематические направления сборника: теория, философия, социология, методология искусства и культуры; бытование художественного произведения в истории искусства; исследования художественного текста в различных отраслях искусствознания (изобразительное искусство, литература, музыка и др.); интерпретация художественного произведения и проблемы исполнительства; педагогика и психология художественного творчества. <...> П.И. Чайковского Главный редактор: И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского, канд. культурологии, доцент Редколлегия: И.Г. Дымова, канд. пед. наук, доцент Д.Б. Дядык, канд. филол. наук, доцент И.В. Маричева, канд. искусствоведения, доцент Составитель: Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент ISBN 978-5-94934-044-8 © Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> П.И. Чайковского, 2014 Раздел 1 Теория, философия, социология, методология искусства и культуры Т.Ю. Трофимчук Белорусская государственная академия музыки, г. Минск e-mail: trtanya@mail.ru МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКОВЕДЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Современное музыковедение отражает широкий взгляд на музыкальное искусство, которое, по мнению американского ученого С. <...> В данной работе мы остановимся на таких понятиях, как текст, топос и символ, ставших актуальными и востребованными в современном музыковедении, а также обусловившими формирование отдельных значимых подходов в музыковедческой методологии. <...> 4 Первый уровень связан с «поверхностными структурами» музыкального текста, категориями сферы синтагматики. <...> Данный аспект раскрывает имманентную сущность музыкального текста через его устойчивую связь с Большим текстом (Р. Барт <...> В этом случае большую роль играет информация, заложенная в музыкальном <...>
Художественное_произведение_в_современной_культуре_творчество_-_исполнительство_-_гуманитарное_знание_сборник_материалов_и_научных_статей_международной_заочной_научно-практической_конференции_24_марта_2014_года.pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Кафедра социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ:
ТВОРЧЕСТВО – ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО –
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
Сборник материалов и научных статей
международной заочной научно-практической
конференции
24 марта 2014 года
ЧЕЛЯБИНСК 2014
Стр.1
УДК 7.01
ББК 71.063.13
Х98
Художественное произведение в современной культуре:
творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сб. матлов
и науч. ст. междунар. заочн. науч.-практ. конф. 24 марта
2014 г., г. Челябинск / гл. ред. И.В. Безгинова. – Челябинск:
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2014. – 207 с.
Данный сборник представляет материалы и научные статьи, посвящённые
актуальным проблемам искусствознания, культурологии, эстетики, философии
художественного творчества. Основные тематические направления сборника: теория,
философия, социология, методология искусства и культуры; бытование
художественного произведения в истории искусства; исследования художественного
текста в различных отраслях искусствознания (изобразительное искусство, литература,
музыка и др.); интерпретация художественного произведения и проблемы
исполнительства; педагогика и психология художественного творчества. Сборник
адресован специалистам-гуманитариям, а также всем, интересующимся проблемами
художественной культуры.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Главный редактор:
И.В. Безгинова,
проректор по научной работе и международному сотрудничеству
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, канд. культурологии, доцент
Редколлегия:
И.Г. Дымова, канд. пед. наук, доцент
Д.Б. Дядык, канд. филол. наук, доцент
И.В. Маричева, канд. искусствоведения, доцент
Составитель:
Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент
ISBN 978-5-94934-044-8
© Южно-Уральский
государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория, философия, социология, методология
искусства и культуры…………………………………..
3
Трофимчук Т.Ю. Междисциплинарные взаимодействия
в современном музыковедении:
методологический аспект.………………… 4
Безгинова И.В. Синтез искусств в пространстве
современного художественного текста…..
Беляева Е.А.
Праздничная среда музыкального
фестиваля: проблема исторического
формирования …………………...................
Леонычева Ю.В. Челябинские художники в контексте
массовой культуры 1930-х годов…..……..
Раздел 2. Художественное произведение в истории
искусства…………………………………………………...
8
15
25
31
Самойлова А.В. Соната для гобоя и фортепиано
Ф. Пуленка в ряду «триады»
последних камерных сонат ……………….. 32
Широкова Н.А. Экспериментальные течения
джазого искусства как проявления
эстетики постмодернизма ………………....
39
Раздел 3. Исследования художественного текста
в различных отраслях искусствознания
(изобразительное искусство, литература,
музыка и др.)……………………………………………… 50
Харитонова
М.А.
Фотокартины Герхарда Рихтера.
Цикл «18 октября 1977»…………………… 51
202
Стр.202
Ермакова Е.С.
Художественно-творческое мышление
и проблема интерпретации текста
(на примере картины художника Павла
Барсукова «Курочка»)……………………...
Дымова И.Г.
Влияние джаза на творчество
Родиона Щедрина ……………………..…..
Громченко В.В. К вопросу диалогичности жанра
музыки для инструмента соло
(на примере сонаты для кларнета
соло Э. Денисова) ........................................... 81
Шадрина Е.А. Функциональное назначение музыки
в драматическом спектакле
(на примере театральной музыки
уральского композитора Анатолия
Кривошея).……………………………….....
Дядык Д.Б.
Переверзева
Н.А.
58
68
91
Функционально-прагматический подход
к художественному тексту: к вопросу
о восприятии поведения героя……………. 98
Символическая функция звуковых образов
в поздней прозе Л.Н. Толстого:
«Крейцерова соната»………………………. 108
Раздел 4. Интерпретация художественного произведения.
Проблемы исполнительства…………………………. 116
Петренко Е.А. К проблеме хореографической
интерпретации инструментальной музыки
(«Картинки с выставки»
М.П. Мусоргского)………………………… 117
Генкин А.А.
Совершенствование «чистого пианизма»
и исполнительства как способа реализации
образного мышления в «Школе виртуоза»
ор. 365 К. Черни.………………………...… 129
203
Стр.203
Холодилова Е.В. Интерпретация рассказа Л. Андреева
«Ангелочек» в одноименном
анимационном фильме З. Бидеевой……..... 136
Кошкина О.Ю. Короткая долгая жизнь книжной
иллюстрации ……………………................. 142
Шавеко Н.В.
Чиркина Д.В.
Метод «мысленной игры»
в процессе обучения пианиста……………. 148
Стилевой анализ как форма работы
в детской школе искусств: актуальность,
основные принципы и варианты
внедрения в практику ……………………... 156
Раздел 5. Педагогика и психология художественного
творчества…………………………………………... 168
Сергиенко П.Г.
Роль ассоциативно-образного
мышления для профессиональной
деятельности композитора………………... 169
Степанова Н.В. Курс «Фортепиано» в системе
профессионального музыкального
образования………………………………… 172
Бутова И.А.
К вопросу формирования
коммуникативных качеств пианистов
в концертмейстерском классе ………….… 177
Семенова Н.Ф. Профессионально-творческий портрет
художественного руководителя оркестра
народных инструментов как фактор
совершенствования коллектива ……….....
182
Семиониди Е.И. Особенности работы над дыханием
в классе сольного пения…………………… 188
204
Стр.204
Сырникова И.С. Формирование пластической культуры
как один из аспектов профессиональной
подготовки будущего режиссера…………. 192
Сведения об авторах………………………………………………….. 198
205
Стр.205