Мировоззренческая направленность
школьного образования в оценке педагогов........ 36
Набиуллин Л.Г.
Социально-профессиональные ценности
учащихся как фактор их творческого
и личностного развития.......................................... 46
Хайсарова Г.М. <...> Творческое развитие воспитанников
детдома средствами комплекса искусств............... 65
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Гребенев И.В. <...> Методическая компетентность преподавателя:
формирование и способы оценки......................... 70
Орлова Е.С. <...> Опыт конкретно-социологических
исследований в сфере гражданского
воспитания студентов высшей школы.................. 91
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Заварзина Л.Э. <...> Подробно проанализировано надпредметное содержание образования
и выделены слои процесса развития, который
происходит в рамках образовательного процесса. <...> Школьное образование,
надпредметное содержание образования, развитие, структура процесса развития, деятельностная педагогика. <...> Отменять физику, химию,
историю и пр., потому что подавляющее
большинство современных учащихся не
собирается становиться ни химиком, ни
физиком, ни историком? <...> Переход к смене
профессии как норме — принципиально,
по-видимому, необратимая тенденция,
а это означает, что профессиональное
образование (и тем более — школьное
предметное образование, которое функционирует как «пропедевтика» профессионального) теряет смысл как таковое. <...> А.В.Хуторской [6] понимает метапредмет
совсем по-другому: для него «за предметом» (приставка «мета» переводится
именно как указание на то, что стоит
«за») стоят некие общие культурные
феномены. <...> За предметом «математика»
— метапредмет «число», за предметом
«литература» — метапредмет «слово», за
предметом «биология» — метапредмет
«жизнь» и т.д. <...> Второй слой развития, который мы
называем надпредметным, имеет несколько составляющих — интеллектуальное,
коммуникативное и физическое развитие
ученика. <...> В педагогике и психологии
этот слой развития практически не изучается. <...> Как <...>
Педагогика_№1_2014.pdf
ЕДАГОГИКА
Научнотеоретический журнал
Российской академии
образования
У чредители:
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
Р О С С И Й С К АЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12014
1
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Боровских А.В., Розов Н.Х.
Надпредметное содержание школьного
образования ................................................................ 3
Редакционная коллегия:
Р.С.Б
главный редактор
А.Ю.Б
М.В.Б
В.А.Болотов
А.Я.Д
В.С.Л
В.Л.М
В.М.М
Н.Д.Н
Л.М.Перминова
Я.С.Т
Г.Н.Ф
В.С.Х
Редакционный совет:
М.Н.Б
А.С.Г
Н.Г.Емузова
В.Н.И
А.А.О
Е.Л.Руднева
Н.К.С
Ф.Ф.Х
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Хрыков Е.Н.
Противоречия в педагогических
исследованиях .......................................................... 15
Монахов В.М., Фирстов В.Е.
Условия и факторы формирования
концепции модернизации российского
образования .............................................................. 24
Берестовицкая С.Э.
Мировоззренческая направленность
школьного образования в оценке педагогов ....... 36
Набиуллин Л.Г.
Социально-профессиональные ценности
учащихся как фактор их творческого
и личностного развития ......................................... 46
Хайсарова Г.М.
Роль педагогической культуры родителей
в гендерном воспитании детей .............................. 54
Шкляревская С.М.
Интеграция образовательной среды
предшколы и начальной школы ............................ 60
Феценко Е.С.
Творческое развитие воспитанников
детдома средствами комплекса искусств .............. 65
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Гребенев И.В.
Методическая компетентность преподавателя:
формирование и способы оценки ........................ 70
Орлова Е.С.
Иностранный язык в высшем
профессиональном образовании .......................... 75
© ООО «Педагогика», 2014
Стр.1
2
Адрес редакции:
119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8
Телефоны: (499)2486971;
(499)2485149
Email:
pedagogika2006@yandex.ru
Наш сайт:
http://www.pedagogikarao.ru
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
№ 015021 от 25.06.1996
Компьютерная верстка
Ю.А.Калашникова
Подписано в печать 06.02.14
Формат 70х100 1/16
Печать офсетная
Бумага офсетная
Усл.печ.л. 9,6
Тираж 2000 экз.
Заказ 698
Цена каталожная
Отпечатано в ОАО «Первая
Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный
Двор»
142300, Московская область,
г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www.chpk.ru.
E-mail: marketing@chpk.ru
телефон (495) 9886387,
факс (496) 7265410
Гончарук Е.Ю., Калачинская Е.В., Коновалова Ю.О.
Лингвокультурная компетенция студентов
в рамках проектирования учебного курса
культурной грамотности ......................................... 84
Лачин И.П.
Опыт конкретно-социологических
исследований в сфере гражданского
воспитания студентов высшей школы ................. 91
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Заварзина Л.Э.
«Он был нашим учителем».
К 200-летию со дня рождения
Н.В.Станкевича ........................................................ 94
Степанова Л.А.
А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский:
преемственность педагогических
феноменов .............................................................. 104
Голошумова Г.С., Моисеев А.В.
Ремесленная мастерская как прообраз
профессиональной школы ................................... 111
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Кусаинов А.К., Таубаева Ш.Т.,
Булатбаева А.А,.Маханова П.Ш.
Эволюция теорий содержания среднего
образования в Республике Казахстан ................. 116
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Дюжакова М.В.
Научное осмысление истории регионального
школьного образования ........................................ 123
ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ
Памяти А.И.Фотеевой ........................................... 125
Уважаемые читатели! На нашем сайте http://www.pedagogikarao.ru вы можете
ознакомиться с электронными версиями номеров нашего журнала.
Стр.2
127
CONTENTS
Borovskih А.V., Rozov N.Kh.
Over-disciplinary content of school education ...............................................................3
SCIENTIFIC REPORTS
Hrykov E.N.
Contradiction in educational researches ......................................................................15
Monakhov V.M. Firstov V.E.
Conditions and factors of Russian’s education modernization concept ....................24
Berestovitskaya S.E.
World outlook schooling orientation in evaluating teachers ......................................36
Nabiullin L.G.
Social and professional values of students as a factor in their creativity
and personal development ............................................................................................46
Khaysarova G.М.
Parents’ pedagogical culture role in gender up-bringing ............................................54
Shklyarevskaya S.M.
Integration of pre-school educational environment and a primary school ................60
Fetsenko E.S.
Creative development of orphanages by means of arts complex ................................65
SCIENCE, CULTURE, EDUCATION PERSONNEL
Grebenev I.V.
Methodical competence of the teacher: the formation and evaluation methods......70
Orlova E.S.
Foreign Language in Higher Vocational Education ....................................................75
Goncharuk E.J., Kalachinskaya E.V., Konovalov J.O.
Lingvo-cultural competence of students within the design of the course
of cultural literacy ..........................................................................................................84
Lachin I.P.
Experience of concrete-sociological researches in the field of civic
education of high school students .................................................................................91
HISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGY
Zavarzina L.E.
“He was our teacher.” On the 200th anniversary of the birth N.V.Stankevich ............94
Stepanova L.A.
A.S. Makarenko and V.A.Suhomlinsky: Continuity of pedagogical phenomena ....104
Goloshumova G.S., Moiseev A.V.
Crafts producer as a prototype of a vocational school ...............................................111
COMPARATIVE PEDAGOGY
Kusainov A.K., Taubaeva Sh.T., Bulatbaeva A.A., Makhanova P.Sh.
Evolution of the secondary education content’s theory in the Republic of
Kazakhstan ....................................................................................................................117
REVIEWS AND BIBLIOGRAPHY
Dyuzhakova M.V.
Scientific understanding of the history of the regional school education ...............124
IN MEMORY OF THE COLLEAGUE
In memory of A.I.Foteevа .............................................................................................126
Стр.127
128
БОРОВСКИХ А.В.
РОЗОВ Н.Х.
ХРЫКОВ Е.Н.
МОНАХОВ В.М.
ФИРСТОВ В.Е.
НАБИУЛЛИН Л.Г.
ХАЙСАРОВА Г.М.
ФЕЦЕНКО Е.С.
ГРЕБЕНЕВ И.В.
ОРЛОВА Е.С.
ГОНЧАРУК Е.Ю.
Педагогика, № 1 2014 г.
Н А Ш И А В Т О Р Ы
д.физ.мат. наук профессор МГУ им. М.В.Ломоносова
член-корр. РАО, декан МГУ им. М.В.Ломоносова
д.п.н., проф., зав. кафедрой Луганского национального университета
им. Тараса Шевченко
д.п.н., член-корр. РАО, профессор МГГУ им. М.А.Шолохова
д.п.н.,профессор Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского»
БЕРЕСТОВИЦКАЯ С.Э. к.п.н., учитель русского языка и итературы ГБОУ лицей №226
(Санкт-Петербург)
к.п.н., доцент, ст.н.с. ИПО ОВ РАО (Санкт-Петербург)
аспирантка Ульяновского государственного университета
ШКЛЯРЕВСКАЯ С.М. зам. директора по экономике и инновационным проектам
средней общеобразовательной школы №84 (Москва)
педагог Белгородского детского дома «Северный»
д.п.н., профессор Нижегородского государственного университета
им. Н.И.Лобачевского
к.п.н., доцент, зав. кафедрой Нижегородского государственного
университета
старший преподаватель Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса
КАЛАЧИНСКАЯ Е.В. кандидат филол. наук, доцент Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса
КОНОВАЛОВА Ю.О. канд. филол. наук, зав.кафедрой Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса
ЛАЧИН И.П.
ЗАВАРЗИНА Л.Э.
СТЕПАНОВА Л.А.
МОИСЕЕВ А.В.
КУСАИНОВ А.К.
ТАУБАЕВА Ш.Т.
БУЛАТБАЕВА А.А.
МАХАНОВА П.Ш.
ДЮЖАКОВА М.В.
аспирант Магнитогорского государственного университета,
методист Центра эстетического воспитания
к.п.н., доцент Воронежского государственного педагогического
университета
д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Московского
государственного педагогического университета
ГОЛОШУМОВА Г. С. д.п.н., профессор Уральского государственного экономического
университета (г. Нижний Тагил)
преподаватель Нижнетагильского педагогического колледжа
№1
д.п.н., профессор, Председатель правления АПН Казахстана
(Алматы)
д.п.н., профессор Института стратегии развития образования
АПН Казахстана (Алматы)
д.п.н., главн. науч. сотрудник Института стратегии развития
образования АПН Казахстана (Алматы)
к.п.н., вед. науч. сотрудник Института стратегии развития образования
АПН Казахстана (Алматы)
д. п. н., доцент, зав. кафедрой Воронежского государственного
педагогического университета
Стр.128