Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Изучение истории южных и западных славян в отечественной историографии XIX-XX вв. (80,00 руб.)

0   0
АвторыВерещагина Елена Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц14
ID278092
АннотацияГлавной целью курса представляется ознакомление студентов с зарождением и развитием отечественной славистики, с основными проблемами, поднимавшимися в славяноведениив XIX–XX вв., с творческим наследием крупных ученых-славистов. В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные этапы развития отечественного славяноведения, их основную характеристику, уметь ориентироваться в обширном наследии отечественной историографии, определять мировоззренческие и методологические установки исследователей. Настоящая разработка призвана помочь студентам разобраться в этих сложных проблемах.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5 курса дневного отделения исторического факультета Воронежского государственного университета.
Изучение истории южных и западных славян в отечественной историографии XIX-XX вв. / Е.Н. Верещагина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 14 с. — 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278092 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX–XX вв. <...> Е.Н. Верещагина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 25 ноября 2008 г., протокол № 9 Рецензент канд. ист. наук, доц. кафедры регионоведения и международных отношений ВФ РАГС Д.П. <...> Золотарев Учебно-методическая разработка по спецкурсу «Изучение истории южных и западных славян в отечественной историографии XIX–XX вв.» подготовлена на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 030401 – История Введение Традиции отечественного славяноведения насчитывают более двух столетий. <...> За этот период славистика прошла огромный путь развития – от сбора и обобщения сведений о расселении, племенном составе, языке и культуре зарубежных славян до создания фундаментальных обобщающих трудов, которые оказали влияние на развитие европейской науки о славянах. <...> Отечественное славяноведение знало взлеты и падения, но на большем протяжении своей истории оставалось актуальной наукой, так как изучение материальной и духовной жизни населения, занимающего значительную часть европейского континента, имело и имеет огромное культурное и цивилизационное значение в мировом масштабе. <...> Эти обстоятельства определяют необходимость освещения истории отечественного славяноведения. <...> Главной целью курса представляется ознакомление студентов с зарождением и развитием отечественной славистики, с основными проблемами, поднимавшимися в славяноведении в XIX–XX вв., с творческим наследием крупных ученых-славистов. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны знать <...>
Изучение_истории_южных_и_западных_славян_в_отечественной_историографии_XIX-XX_вв..pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX–XX вв. Учебно-методическая разработка Составитель Е.Н. Верещагина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
Введение Традиции отечественного славяноведения насчитывают более двух столетий. За этот период славистика прошла огромный путь развития – от сбора и обобщения сведений о расселении, племенном составе, языке и культуре зарубежных славян до создания фундаментальных обобщающих трудов, которые оказали влияние на развитие европейской науки о славянах. Отечественное славяноведение знало взлеты и падения, но на большем протяжении своей истории оставалось актуальной наукой, так как изучение материальной и духовной жизни населения, занимающего значительную часть европейского континента, имело и имеет огромное культурное и цивилизационное значение в мировом масштабе. Эти обстоятельства определяют необходимость освещения истории отечественного славяноведения. Главной целью курса представляется ознакомление студентов с зарождением и развитием отечественной славистики, с основными проблемами, поднимавшимися в славяноведении в XIX–XX вв., с творческим наследием крупных ученых-славистов. В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные этапы развития отечественного славяноведения, их основную характеристику, уметь ориентироваться в обширном наследии отечественной историографии, определять мировоззренческие и методологические установки исследователей. Настоящая разработка призвана помочь студентам разобраться в этих сложных проблемах. 3
Стр.3
печати. «Вестник Европы». Вклад членов «кружка Румянцева» в изучение истории зарубежных славян и распространение сведений о них в России. Работы К.Ф. Калайдовича (1792–1832), А.Х. Востокова (1781–1864), П.И. Кёппена (1793–1864). «Библиографические листы». Оформление славяноведения как научной и учебной дисциплины. Создание кафедр истории и литературы славянских наречий в Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском университетах. Скептическое направление в русской исторической науке. М.Т. Каченовский (1775– 1842), его научная и преподавательская деятельность. Романтическое направление в историографии. Ю.И. Венелин (1802–1839). Официальное направление русской исторической науки. М.П. Погодин (1800–1875). Проблемы славянства в общей исторической концепции и философии истории М.П. Погодина. Н.И. Надеждин (1804–1856) и его вклад в становление этнографии славян. Тема 3. Развитие славяноведения в России в 40–50-е гг. XIX в. Славистические центры в российских университетах. Подготовка кадров ученых-славистов. Славянофильство. Славяноведение в Московском университете. О.М. Бодянский (1808–1877): научная, преподавательская и издательская деятельность. Комплексный подход к преподаванию славистических дисциплин. Первые научные издания российской славистики. Славяноведение в Петербургском университете. П.И. Прейс (1810– 1864). Заграничная научная командировка И.П. Прейса (1839–1842). Контакты с зарубежными исследователями. Преподавательская деятельность. Начало славистической деятельности И.И. Срезневского (1812–1880). Зарубежная стажировка ученого (1839–1842). Значение работ И.И. Срезневского по славянской филологии для развития отечественной славистики. Новые подходы и методики преподавания славистических дисциплин. Славяноведение в Харьковском и Казанском университетах. «Харьковский» период в научном творчестве И.И. Срезневского. Особенности учебного процесса в Казанском университете. В.И. Григорович (1815– 1876). Научная командировка Григоровича (1844–1847) и ее значение для развития российского славяноведения. Труды Григоровича по кирилломефодиевской проблематике. Тема 4. Изучение истории южных и западных славян в 60–90-е гг. XIX в. Изменение общественно-политической и идейной обстановки в России. Рост интереса к славянской проблематике в обществе и академической среде. Университетский устав 1863 г. и преподавание славистических дисциплин. Научные общества при университетах. Славянский благотво6
Стр.6
рительный комитет. Славянское благотворительное общество. Смена поколений русских славистов. Расширение диапазона славистических исследований. Дифференциация славяноведения. Выделение в самостоятельные отрасли истории славян, славянских литератур, археологии, права. Формирование теоретического подхода к изучению прошлого славян. Идейные течения в пореформенном славяноведении. Западническое направление в славистике. А.Л. Дювернуа (1838– 1886). Работы по славянской филологии и истории. Проблемы гуситского движения в освещении Дювернуа. А.Ф. Гильфердинг (1831–1872) и его славянофильская концепция истории зарубежного славянства. Вклад А.Ф. Гильфердинга в изучение истории сербов и болгар. Польский вопрос в трудах А.Ф. Гильфердинга. Начало преподавания истории славянских народов как отдельного предмета. Н.А. Попов (1833–1891). Лекции Н.А. Попова по истории и историографии зарубежных славян. Научные интересы слависта. Славистическая деятельность И.И. Срезневского в 60–80-е гг. XIX в. В.И. Ламанский (1833–1914). Концепция «Греко-славянского мира» в трудах В.И. Ламанского. Работы А.Н. Пыпина (1833–1904) по истории славянских литератур. Концепция истории славян А.Н. Пыпина. Труды Н.И. Кареева (1850–1931) по истории Польши. Славяноведение в Киевском и Казанском университетах. Сравнительно-исторические исследования быта и юридических памятников славян в трудах А.А. Котляревского (1837–1881). Преподавательская деятельность М.П. Петровского (1833–1912). Изучение истории южных и западных славян в Варшавском и Харьковском университетах. Научная деятельность В.В. Макушева (1837– 1883), К.Я. Грота (1812–1893), П.А. Кулаковского (1848–1913), М.С. Дринова (1838–1906). Тема 5. Отечественное славяноведение в конце XIX – начале ХХ в. Историческая обстановка и идейно-политические условия развития славистики. Неославизм. Подъем отечественного славяноведения в начале ХХ в. Расширение международных связей отечественной славистики. Славяноведение в университетах, научных обществах, Отделении русского языка и словесности Академии наук. Позитивизм. Поиски новой методологии и методики исследований. Появление монографических и обобщающих исследований по истории славянских народов. М.К. Любавский (1860–1936). Средневековая история Чехии в исследованиях Н.В. Ястребова (1869–1923). Вклад А.Л. Петрова (1837–1900) в исследование русскославянских связей. Славистические исследования Н.Н. Любовича (1855– 1935), В.А. Францева (1867–1942). 7
Стр.7
Тема 6. Зарождение в России марксистской историографии и начальный этап истории советского славяноведения 1917 – середины 1930-х гг. Упадок отечественного славяноведения в послеоктябрьское десятилетие. Ликвидация сложившихся до революции славистических учебных и научных центров. Исключение славяноведения из вузовских программ. Потеря контактов с зарубежными учеными. Сокращение подготовки кадров в области славистики. Репрессии и эмиграция учёныхславистов. Факторы, способствовавшие сохранению отечественной славистики. Отделения русского языка и словесности Академии наук. Славянская научная комиссия. Создание Института славяноведения АН в Ленинграде (1931). Академическая и внеакадемическая славистика. Публикации документов по истории зарубежных славян. Становление советской полонистики и болгаристики. Усвоение марксистской методологии в советской исторической науке. Реформа исторического образования в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. «Классовое освещение» истории. Оценка общественной роли славяноведения представителями школы М.Н. Покровского. Кризис исторической славистики. Закрытие Ленинградского института славяноведения (1934). Тема 7. Становление советского славяноведения в 30–50-е гг. ХХ в. Возрождение исторического образования. Возобновление изучения и преподавания истории зарубежного славянства в университетах. Создание кафедры истории южных и западных славян в МГУ (1939). Создание Института славяноведения АН СССР (1947). Организационная деятельность кафедры и института по созданию системы славистического образования и по подготовке кадров советских славистов, усвоивших марксистскую методологию. Вклад В.И. Пичеты (1878–947), Ю.В. Готье (1873–1943), Н.П. Грацианского (1886–1945), Н.С. Державина (1877–1953) в становление советского славяноведения. Развитие советского славяноведения в послевоенный период. Изменение тематики историко-славистических исследований. Создание обобщающих трудов по истории отдельных славянских стран. Основные направления славистических исследований в 30–50-е гг. ХХ в. Тема 8. Славистические исследования в отечественной историографии второй половины ХХ – начала XXI в. Славяноведение в 60–80-е гг. ХХ в. Трансформация славяноведения в ряд самостоятельных научных дисциплин. Академическая и вузовская сла8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ