ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЮЖНЫХ
И ЗАПАДНЫХ
СЛАВЯН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ XIX–XX вв. <...> Е.Н. Верещагина
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Утверждено научно-методическим советом исторического факультета
25 ноября 2008 г., протокол № 9
Рецензент канд. ист. наук, доц. кафедры регионоведения и международных
отношений ВФ РАГС Д.П. <...> Золотарев
Учебно-методическая разработка по спецкурсу «Изучение истории южных и
западных славян в отечественной историографии XIX–XX вв.» подготовлена
на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 030401 – История
Введение
Традиции отечественного славяноведения насчитывают более двух
столетий. <...> За этот период славистика прошла огромный путь развития – от
сбора и обобщения сведений о расселении, племенном составе, языке и
культуре зарубежных славян до создания фундаментальных обобщающих
трудов, которые оказали влияние на развитие европейской науки о
славянах. <...> Отечественное славяноведение знало взлеты и падения, но на
большем протяжении своей истории оставалось актуальной наукой, так как
изучение материальной и духовной жизни населения, занимающего
значительную часть европейского континента, имело и имеет огромное
культурное и цивилизационное значение в мировом масштабе. <...> Эти
обстоятельства
определяют
необходимость
освещения
истории
отечественного славяноведения. <...> Главной целью курса представляется ознакомление студентов с зарождением и развитием отечественной славистики, с основными проблемами, поднимавшимися в славяноведении в XIX–XX вв., с творческим наследием крупных ученых-славистов. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны знать <...>
Изучение_истории_южных_и_западных_славян_в_отечественной_историографии_XIX-XX_вв..pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЮЖНЫХ
И ЗАПАДНЫХ
СЛАВЯН В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ XIX–XX вв.
Учебно-методическая разработка
Составитель
Е.Н. Верещагина
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
Введение
Традиции отечественного славяноведения насчитывают более двух
столетий. За этот период славистика прошла огромный путь развития – от
сбора и обобщения сведений о расселении, племенном составе, языке и
культуре зарубежных славян до создания фундаментальных обобщающих
трудов, которые оказали влияние на развитие европейской науки о
славянах. Отечественное славяноведение знало взлеты и падения, но на
большем протяжении своей истории оставалось актуальной наукой, так как
изучение материальной и духовной жизни населения, занимающего
значительную часть европейского континента, имело и имеет огромное
культурное и цивилизационное значение в мировом масштабе. Эти
обстоятельства
определяют необходимость
освещения
истории
отечественного славяноведения.
Главной целью курса представляется ознакомление студентов с зарождением
и развитием отечественной славистики, с основными проблемами,
поднимавшимися в славяноведении в XIX–XX вв., с творческим наследием
крупных ученых-славистов.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные
этапы развития отечественного славяноведения, их основную характеристику,
уметь ориентироваться в обширном наследии отечественной историографии,
определять мировоззренческие и методологические установки
исследователей.
Настоящая разработка призвана помочь студентам разобраться в
этих сложных проблемах.
3
Стр.3
печати. «Вестник Европы». Вклад членов «кружка Румянцева» в изучение
истории зарубежных славян и распространение сведений о них в России.
Работы К.Ф. Калайдовича (1792–1832), А.Х. Востокова (1781–1864),
П.И. Кёппена (1793–1864). «Библиографические листы».
Оформление славяноведения как научной и учебной дисциплины.
Создание кафедр истории и литературы славянских наречий в Петербургском,
Московском, Харьковском и Казанском университетах. Скептическое
направление в русской исторической науке. М.Т. Каченовский (1775–
1842), его научная и преподавательская деятельность. Романтическое направление
в историографии. Ю.И. Венелин (1802–1839). Официальное направление
русской исторической науки. М.П. Погодин (1800–1875). Проблемы
славянства в общей исторической концепции и философии истории
М.П. Погодина. Н.И. Надеждин (1804–1856) и его вклад в становление этнографии
славян.
Тема 3. Развитие славяноведения в России в 40–50-е гг. XIX в.
Славистические центры в российских университетах. Подготовка
кадров ученых-славистов. Славянофильство. Славяноведение в Московском
университете. О.М. Бодянский (1808–1877): научная, преподавательская и
издательская деятельность. Комплексный подход к преподаванию славистических
дисциплин. Первые научные издания российской славистики.
Славяноведение в Петербургском университете. П.И. Прейс (1810–
1864). Заграничная научная командировка И.П. Прейса (1839–1842). Контакты
с зарубежными исследователями. Преподавательская деятельность. Начало
славистической деятельности И.И. Срезневского (1812–1880). Зарубежная
стажировка ученого (1839–1842). Значение работ И.И. Срезневского по славянской
филологии для развития отечественной славистики. Новые подходы
и методики преподавания славистических дисциплин.
Славяноведение в Харьковском и Казанском университетах. «Харьковский»
период в научном творчестве И.И. Срезневского. Особенности
учебного процесса в Казанском университете. В.И. Григорович (1815–
1876). Научная командировка Григоровича (1844–1847) и ее значение для
развития российского славяноведения. Труды Григоровича по кирилломефодиевской
проблематике.
Тема 4. Изучение истории южных и западных славян
в 60–90-е гг. XIX в.
Изменение общественно-политической и идейной обстановки в России.
Рост интереса к славянской проблематике в обществе и академической
среде. Университетский устав 1863 г. и преподавание славистических
дисциплин. Научные общества при университетах. Славянский благотво6
Стр.6
рительный комитет. Славянское благотворительное общество. Смена
поколений русских славистов. Расширение диапазона славистических
исследований. Дифференциация
славяноведения. Выделение
в
самостоятельные отрасли истории славян, славянских литератур,
археологии, права. Формирование теоретического подхода к изучению
прошлого славян. Идейные течения в пореформенном славяноведении.
Западническое направление в славистике. А.Л. Дювернуа (1838–
1886). Работы по славянской филологии и истории. Проблемы гуситского
движения в освещении Дювернуа. А.Ф. Гильфердинг (1831–1872) и его
славянофильская концепция истории зарубежного славянства. Вклад
А.Ф. Гильфердинга в изучение истории сербов и болгар. Польский вопрос
в трудах А.Ф. Гильфердинга.
Начало преподавания истории славянских народов как отдельного
предмета. Н.А. Попов (1833–1891). Лекции Н.А. Попова по истории и историографии
зарубежных славян. Научные интересы слависта.
Славистическая деятельность И.И. Срезневского в 60–80-е гг. XIX в.
В.И. Ламанский (1833–1914). Концепция «Греко-славянского мира» в трудах
В.И. Ламанского. Работы А.Н. Пыпина (1833–1904) по истории славянских
литератур. Концепция истории славян А.Н. Пыпина. Труды
Н.И. Кареева (1850–1931) по истории Польши.
Славяноведение в Киевском и Казанском университетах. Сравнительно-исторические
исследования быта и юридических памятников славян
в трудах А.А. Котляревского (1837–1881). Преподавательская деятельность
М.П. Петровского (1833–1912).
Изучение истории южных и западных славян в Варшавском и Харьковском
университетах. Научная деятельность В.В. Макушева (1837–
1883), К.Я. Грота (1812–1893), П.А. Кулаковского (1848–1913), М.С. Дринова
(1838–1906).
Тема 5. Отечественное славяноведение
в конце XIX – начале ХХ в.
Историческая обстановка и идейно-политические условия развития
славистики. Неославизм. Подъем отечественного славяноведения в начале
ХХ в. Расширение международных связей отечественной славистики. Славяноведение
в университетах, научных обществах, Отделении русского
языка и словесности Академии наук. Позитивизм. Поиски новой методологии
и методики исследований. Появление монографических и обобщающих
исследований по истории славянских народов. М.К. Любавский
(1860–1936). Средневековая история Чехии в исследованиях Н.В. Ястребова
(1869–1923). Вклад А.Л. Петрова (1837–1900) в исследование русскославянских
связей. Славистические исследования Н.Н. Любовича (1855–
1935), В.А. Францева (1867–1942).
7
Стр.7
Тема 6. Зарождение в России марксистской историографии
и начальный этап истории советского славяноведения
1917 – середины 1930-х гг.
Упадок отечественного славяноведения в послеоктябрьское
десятилетие. Ликвидация сложившихся до революции славистических
учебных и научных центров. Исключение славяноведения из вузовских
программ. Потеря контактов с зарубежными учеными. Сокращение
подготовки кадров в области славистики. Репрессии и эмиграция учёныхславистов.
Факторы,
способствовавшие сохранению отечественной славистики.
Отделения русского языка и словесности Академии наук. Славянская научная
комиссия. Создание Института славяноведения АН в Ленинграде
(1931). Академическая и внеакадемическая славистика. Публикации документов
по истории зарубежных славян. Становление советской полонистики
и болгаристики.
Усвоение марксистской методологии в советской исторической науке.
Реформа исторического образования в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в.
«Классовое освещение» истории. Оценка общественной роли славяноведения
представителями школы М.Н. Покровского. Кризис исторической славистики.
Закрытие Ленинградского института славяноведения (1934).
Тема 7. Становление советского славяноведения
в 30–50-е гг. ХХ в.
Возрождение исторического образования. Возобновление изучения и
преподавания истории зарубежного славянства в университетах. Создание кафедры
истории южных и западных славян в МГУ (1939). Создание Института
славяноведения АН СССР (1947). Организационная деятельность кафедры и
института по созданию системы славистического образования и по подготовке
кадров советских славистов, усвоивших марксистскую методологию.
Вклад В.И. Пичеты (1878–947), Ю.В. Готье (1873–1943), Н.П. Грацианского
(1886–1945), Н.С. Державина (1877–1953) в становление советского
славяноведения. Развитие советского славяноведения в послевоенный
период. Изменение тематики историко-славистических исследований.
Создание обобщающих трудов по истории отдельных славянских стран.
Основные направления славистических исследований в 30–50-е гг. ХХ в.
Тема 8. Славистические исследования в отечественной
историографии второй половины ХХ – начала XXI в.
Славяноведение в 60–80-е гг. ХХ в. Трансформация славяноведения в
ряд самостоятельных научных дисциплин. Академическая и вузовская сла8
Стр.8