Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Учебно-методическая разработка по дисциплине "Политическая история России" (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАкимов Денис Валерьевич
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц40
ID277966
АннотацияУчебно-методическая разработка подготовлена на кафедре политической истории Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1 и 2 курсов исторического факультета, обучающихся по специальности «Политология».
Акимов, Д.В. Учебно-методическая разработка по дисциплине "Политическая история России" / Д.В. Акимов .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 40 с. — 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277966 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» <...> Д.В. Акимов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ» Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 26 марта 2009 г., протокол № 3 Рецензент доктор исторических наук, профессор С.В. Кретинин Учебно-методическая разработка подготовлена на кафедре политической истории Воронежского государственного университета. <...> На лекции выносятся преимущественно общетеоретические проблемы, в то время как на семинарах разбираются более конкретные вопросы политической истории соответствующего периода. <...> 4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ № п/п 1 2 3 4 5 6 Лекции (часов) Название темы I семестр Политическая история России с древнейших времен до конца XVII в. <...> Введение в курс «Политическая история России» 6 Проблемы становления государственности у восточных 4 2 славян. <...> Оборона от ино6 4 земных захватчиков и объединение русских земель Становление и развитие единого российского государ4 2 ства во 2-й половине XV – начале XVI в. <...> Реформы Петра I и их значение Развитие Российской империи в эпоху дворцовых переворотов Россия во 2-й половине XVIII в. <...> Отмена крепостного права и либеральные преобразования 60–70-х гг. <...> Развитие России в пореформенную эпоху Общественное движение в России в XIX в. <...> Проблемы развития России в ХIХ столетии Круглый стол «Характер и итоги модернизации России в XVIII–XIX вв. <...> ВСЕГО: ИТОГО: 32 98 Семинары (часов) Самост. работа (часов) 2 2 2 2 32 64 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ I КУРС. <...> Основные дидактические единицы Историческая наука, ее прошлое и настоящее. <...> Проблемы становления государственности у восточных славян (4 часа) <...> Особенности политического устройства Древнерусского государства и его современные оценки. <...> 6 Основные <...>
Учебно-методическая_разработка_по_дисциплине_Политическая_история_России_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д.В. Акимов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ» Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Курс политической истории России в системе подготовки современного специалиста-политолога относится к циклу общепрофессиональных дисциплин специализации и занимает в нем одно из центральных мест. Это положение объясняется тем фактом, что без знания политической истории Отечества, этапов социально-политической эволюции российского социума невозможно представить себе профессионального аналитика в политической сфере, получившего образование в России и работающего как в ее пределах, так и за рубежом. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта специальности 030201 – Политология основными целями курса политической истории России является формирование научного представления об основных этапах отечественного политического развития. Для этого надо решить ряд важных задач, а именно: получить знания об особенностях российской политической традиции, об основных факторах и этапах становления и развития российской государственности, ее характеристиках; приобрести представления об исторических особенностях и развитии страны как многонациональной державы, об эволюции институтов власти и собственности в отечественной политической традиции; усвоить понятийные категории реформ и контрреформ применительно к истории России; обрести понятие об общественном движении, политической борьбе и политических идеологиях в российской истории; о советской модели социума и ее роли в политической истории ХХ в. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими основными умениями и навыками: – владеть основами исторического мышления; – владеть кругом проблем, относящихся к политическому развитию России; – понимать специфику основных этапов политической истории России и мирового политического процесса, уметь использовать знание политической истории для анализа современной политической ситуации в стране и мире; – уметь анализировать международные политические процессы, относящиеся к геополитическому положению и статусу России в современном мире. 3
Стр.3
п/п № Название темы 1 Политическая история России в лицах 2 Россия: между Европой и Азией? 3 Российская государственность: традиции, тенденции развития, проблемы 4 Выбор России: авторитаризм или демократия? ВСЕГО: ИТОГО: 32 98 Лекции (часов) Проблемы отечественной политической истории 2 2 2 2 32 64 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ I КУРС. 2 СЕМЕСТР ЛЕКЦИИ Т. 1. Введение в курс «Политическая история России» (6 часов) 1. Политическая история, ее предмет, цель и задачи изучения. 2. Методы и методологические принципы изучения истории. 3. Природно-географические условия и их влияние на отечественную историю. Основные дидактические единицы Историческая наука, ее прошлое и настоящее. Политическая история как отрасль исторического знания. Предмет политической истории, ее цели и задачи изучения. Функции политической истории. Политическая история России как одна из важнейших составляющих отечественной истории. Возможности познания прошлого. Исторический источник, его виды. Работа с источником. Методы и методологические принципы изучения истории. Основные теории исторического развития. Исторический процесс как результат действия разнообразных факторов. Неизменные и изменяемые факторы исторического развития. Природно-географические, геополитические и другие постоянные условия воздействия среды на социум. Важнейшие географические и геополитические характеристики исторической и современной территории России. Т. 2. Проблемы становления государственности у восточных славян (4 часа) 1. Истоки и происхождение государства у восточных славян. 2. Особенности политического устройства Древнерусского государства и его современные оценки. 6 Семина-ры (часов) Самост. работа (часов)
Стр.6
Основные дидактические единицы Славяне как этно-историческая общность. Прародина и расселение славян. Восточные славяне и их соседи. Этапы восточнославянского политогенеза. Ранние государственные образования восточных славян. Призвание варягов и норманнский вопрос в современной историографии. Образование Древнерусского государства. Система власти в Древней Руси. Князья и дружина. Полюдье. Зарождение феодального уклада на Руси. Управление в восточнославянских племенах. Пережитки родоплеменного уклада. Рабовладельческий уклад. Современные оценки общественного устройства Древней Руси. Т. 3. Русские земли в условиях политической раздробленности (6 часов) 1. Причины распада Древнерусского государства и его последствия. 2. Иноземные нашествия на Русь в XIII в. и их последствия. Русь и Орда. Основные дидактические единицы Особенности развития феодализма на Руси, признаки феодальной раздробленности. Система престолонаследия на Руси и межкняжеские отношения в XI–XII вв. Смены князей. Политические причины и этапы распада Руси. Основные направления развития древнерусских земель в домонгольское время. Формирование очагов военной опасности у границ русских княжеств в XIII в. Монгольская империя: образование, завоевания, особенности внутреннего устройства. Батыево нашествие на Русь. Установление ордынского ига на Руси, его компоненты. Вторжения европейских феодалов в Северо-Западную Русь. Влияние ордынского ига на историческое развитие русских земель. Т. 4. Становление единого российского государства (4 часа) 1. Характер и особенности становления единого российского государства. 2. Русское общество в период становления единого российского государства. Основные дидактические единицы Сущность и причины образования единых национальных государств в Европе. Отличительные черты процесса становления единого российского государства в XV – начале XVI в. Соотношение экономических и политических предпосылок объединения. Изменения в структуре русского общества в период политической раздробленности и в процессе образования единого государства. Правящие социальные группы, их состав. Государев двор. Поместное землевладение 7
Стр.7
и становление дворянства. Крестьянство и предпосылки формирования крепостного права. Другие социальные группы и их место в общественной структуре. Современные взгляды на проблемы формирования сословий и «служилого государства» в России. Т. 5. Проблемы развития российского государства в XVI–XVII вв. (6 часов) 1. Сословно-представительная монархия в России, ее особенности. 2. Укрепление самодержавной власти и централизация государства в XVI в. 3. Эволюция политической системы России после Смутного времени. 4. Оформление крепостного права в России. Основные дидактические единицы Сословно-представительная монархия как политическая система. Особенности и условия формирования сословно-представительной монархии в России. Боярская дума и ее эволюция в XVI–XVII вв. Земский собор как представительный орган непарламентского типа. Причины свертывания сословного представительства в России и начало формирования абсолютизма. Причины и предпосылки формирования сильной центральной власти в России. Особенности формирования территории Московского государства. Опричнина и ее исторические оценки. Самодержавие Ивана Грозного. Последствия Смуты в России и их преодоление. Реформы Михаила Федоровича по укреплению центральной власти. Филарет. Преобразования эпохи Алексея Михайловича. Соборное уложение. Становление абсолютизма и общественное движение в России во 2-й половине XVII в. Крепостное право как экономический и социально-политический феномен. Причины и этапы формирования крепостного права в России. Указная и безуказная гипотезы введения крепостничества. Влияние крепостного права на историческое развитие России. Т. 6. Итоги развития России к концу XVII в. (6 часов) 1. Новое время: Европа и Россия. 2. Эволюция политико-правовой системы русского средневекового государства. 3. Русская общественная мысль в IX–XVII вв. Основные дидактические единицы Историческая эпоха Нового времени. Развитие капитализма и его влияние на социальные и политические процессы. Место России среди европейских государств к концу XVII в. и перспективы ее дальнейшего развития. Особенности политико-правовой системы Древней Руси. Русская Правда. Распад Древнерусского государства, векторы политического развития русских земель. Внешний фактор и его влияние на характер русской государственности. Судебник Ивана III. Судебник Ивана IV. Соборное уложение. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.