ОБРАЗ КНИГИ
Гамлет
в небоскребе
В нынешнем году мир отмечает 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира. <...> Герои
произведений великого писателя живут не только на страницах книг и на
театральных подмостках, но и в художественных фильмах. <...> Кино и Шекспир ñ
особая тема для исследователей культуры и для рядовых зрителей. <...> Счет экранизаций произведений Шекспира в мировом кинематографе идет на
сотни. <...> В этом списке ñ фильмы на любой вкус: близкие к первоисточнику версии
и свободные вариации; ленты признанных классиков и работы амбициозных
дебютантов; фильмы высоких художественных достоинств и вполне проходные
картины. <...> Эти фильмы представляют известный интерес и для киноведов, и для
филологов. <...> Можно сказать, Шекспир и кинематограф образовали в искусстве
ХХñХХI веков прочную связку. <...> С
реди экранизаций середины
прошлого века выделяются
режиссерские работы двух
корифеев – англичанина Лоуренса
Оливье и американца Орсона Уэллса. <...> Они же сыграли в этих фильмах и главные роли. <...> Если Оливье снял своего
«Гамлета» в манере британского театрального мэйнстрима того времени,
то Уэллс использовал в «Макбете» и
«Отелло» широкий арсенал новаторских формальных приемов (которые
довел до совершенства в других своих
фильмах – например, в «Процессе» по
роману Кафки). <...> Эти работы, при всем
их различии, роднят тщательная психологическая проработка характеров,
подчеркнуто уважительное отношение
к тексту и композиции оригинала. <...> Новый и свежий – но в то же время
приближенный к духу шекспировской
Англии – взгляд на классика предложил в конце 1960-х годов Франко Дзеффирелли. <...> Дзеффирелли снимал экранизации в
тех же местах Италии, где происходит
действие пьес, но главные роли он отдал
британским актерам. <...> И они не подкачали: Майкл Йорк и Ричард Бартон выглядят настоящими горячими веронцами. <...> На роли Джульетты и Ромео режиссер
пригласил совсем юных и никому в то
время не известных 16- и 17-летних актеров. <...> Оливия Хасси и Леонард Уайтинг <...>