Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Искусствознание: теория, история, практика

Искусствознание: теория, история, практика №1 2013 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц116
ID277754
АннотацияНаучно - практический журнал. В журнале публикуются статьи по различным направлениям современного искусствознания и культурологии (теоретико-методологическое, историческое, педагогическое и др.), а также результаты научно-методических исследований ученых России и зарубежных стран. Журнал рассчитан на ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства, учреждений дополнительного художественного образования, сотрудников творческих организаций.
Искусствознание: теория, история, практика .— 2013 .— №1 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277754 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Челябинской области Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского ИскуССтвознание: теория, история, практика Научно-практический журнал № 1 (05) Июнь 2013 Челябинск 2013 ИскуССтвознание: теория, история, практика № 1 (05) Июнь 2013 Научно-практический журнал. <...> И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> Ответственный редактор – С.В. Самойлова Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова УЧРЕДИТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» ИЗДАТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. <...> Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической работе Челябинского художественного училища, кандидат искусствоведения (РФ, <...> И.В. Безгинова ПРАВОСЛАВНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РЕАЛИЯХ XIX ВЕКА. <...> г. Новосибирск; e-mail: bazhanov_nikolaj@mail.ru МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Окончание. <...> Исполнительский анализ ориентирован на вопрос: каковы содержание 8 Вопросы методологии и теории искусства ведения отвечает на вопрос о том, как эффективнее выучить, освоить форму данного произведения в том или ином материале. <...> Между тем педагогический анализ произ9 Искусствознание: теория, история, практика Автор работы Тематика педагогического анализа <...> [1] {Биография композитора}, [настроение, заголовок пьес, словесное описание характера звучания], (музыкальный язык, жанр, форма, фактура изложения, приемы варьирования, педаль), /адресат – кому предназначено произведение, степень трудности, аппликатура, рекомендации/. <...> [7] /Аппликатура/, (структура формы, ритм, модуляции, артикуляция, динамика, штрихи, украшения, динамика при повторах, оркестровка, кантилена <...>
Искусствознание_теория,_история,_практика_№1_2013.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Искусствознание_теория,_история,_практика_№1_2013.pdf
Министерство культуры Челябинской области Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского ИСКУССТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА Научно-практический журнал № 1 (05) Июнь 2013 Челябинск 2013
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (05) Июнь 2013 Научно-практический журнал. Издается с 2011 года Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577 Индекс в каталогах Роспечати 73847 Главный редактор В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано ЮжноУральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск) Заместители главного редактора И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент (РФ, г. Челябинск). Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат социологических наук (РФ, г. Челябинск). И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск). Н.В. Растворова – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск). Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). Ответственный редактор – С.В. Самойлова Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова УЧРЕДИТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» ИЗДАТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41 Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru Cайт: www.uyrgii.ru Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества», ООО «БизнесКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б. Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г. Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France Верстка М.А. Сидорова Дизайн обложки Т.Г. Гумаровой Подписано в печать 12.06.2013. Формат 60×84/8. Заказ № 1306-140 Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 10,9. Усл. печ. л. 13,5. Цена свободная Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского Ответственность за содержание статей, а также за аутентичность использованных цитат, имен, названий несут авторы публикуемых материалов. © Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика» РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета, Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск). П.И. Костенок – заместитель председателя редакционного совета, ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного совета, директор Челябинского областного музея искусств (РФ, г. Челябинск). О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию в области изобразительного искусства, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Новосибирск). Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, руководитель лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом образовании Московского педагогического государственного университета (Федеративная республика Германия, г. Ганновер). Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition musicale russe» (Французская Республика, г. Париж). Габриэль Гульен – профессор консерватории им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов (Австрийская республика, г. Айзенштадт). Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор филологических наук, профессор (РФ, г. Москва). Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай). Г.А. Майоров – член попечительского совета балета «Москва», заслуженный деятель искусства России, заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной премии СССР (РФ, г. Москва). А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств, заведующий секцией массовых праздников Челябинского отделения Союза театральных деятелей, заслуженный работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск). Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской государственной академии театрального искусства, профессор, заслуженный работник культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург). А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного художественного института, профессор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск). А.М. Рубцов – заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Стр.2
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории исполнительства и музыкальной педагогики Уральской государственной консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург). Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург) Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано СанктПетербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный артист РФ, заместитель сопредседателя Совета УМО по образованию в области музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург). В.И. Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского творчества Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор, заслуженный работник культуры России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово). РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Волгоград). Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств (РФ, г. Санкт-Петербург). Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической работе Челябинского художественного училища, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск). О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, доктор философских наук (РФ, г. Москва). С.С. Загребин – член секции театральных критиков Челябинской организации Союза театральных деятелей России, доктор исторических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент (РФ, Челябинск). Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор философских наук, профессор (РФ, г. Москва). Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального фортепиано Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Магнитогорск). Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Москва). И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного образования Саратовского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Саратов). Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары). А.М. Цукер – заведующий кафедрой истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону). Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального фортепиано Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения, профессор (РФ, г. Уфа). О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Екатеринбург). О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной работе Дальневосточной государственной академии искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Владивосток). Е.Ф. Ященко – действительный член Международной академии психологических наук, заведующая кафедрой прикладной психологии Южно-Уральского государственного университета, доктор психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск). ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова, секретарь Союза художников России, народный художник России, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола (РФ, г. Москва). Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового дирижирования Челябинской государственной академии культуры и искусств, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ (РФ, г. Челябинск). Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА Н.С. Бажанов МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Окончание)...............................................................................................................................................................8 О.В. Конфедерат ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ СКАНОГРАФИИ..................................................................................12 РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА Н.В. Растворова ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО В ДИАЛОГЕ С ИДЕЯМИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.......................................................................................................21 И.Н. Михайлова ОБРАЗ СОЛНЦА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ..........................................................28 Л.А. Секретова «МАСТЕР И МАРГАРИТА» С. СЛОНИМСКОГО – ПАРАДОКСЫ РОМАНА И ОПЕРЫ............................................................................................................32 Е.В. Форэст ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОМАНЕ М. ЭМИСА «СТРЕЛА ВРЕМЕНИ, ИЛИ ПРИРОДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ».........................................................36 У.В. Журавлёва ЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ «ТУРАНГАЛИЛА»................................................................................39 А.В. Новосёлова ФЕНОМЕН СЫЧЖУЮЭ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ТРАДИЦИОННОГО КИТАЯ.........................................................................................................................43 О.П. Сайгушкина CAPRICCI ПАГАНИНИ В ТРАНСКРИПЦИЯХ ШУМАНА И ЛИСТА.......................................................................................48 Э.В. Михальченко ПАМЯТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, ДРУГА, НАСТАВНИКА – ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ АНДРЕЕВОЙ......................................................................................62 В.И. Манякин МАСТЕРА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА: Г.И. КОНОНЕНКО..............................................................................................................................................66 4
Стр.4
Содержание Т.А. Меринова ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Э.В. МИХАЛЬЧЕНКО..............................................................................75 РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА Л.В. Игошина АНАТОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ.................................................................81 РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ван Кью Чунг СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОРЕЕ..............................................................................................................................90 М.А. Шаврина ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ..................................................................................................................93 Т.М. Матюшкова ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА..........................................................................97 И.В. Резепин О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ -ХОРМЕЙСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ...................................................................................................100 РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И.В. Безгинова ПРАВОСЛАВНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РЕАЛИЯХ XIX ВЕКА. ПРОЕКТ СЛАВЯНОФИЛОВ....................................................................104 Józef Podgórecki, Aleksandra Dąbrowska ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (UWARUNKOWANIA KOMUNIKACJI SPOŁECZNEJ) (Окончание)...........................................................................................................................................................110 5
Стр.5
Содержание CONTENTS SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART N.S. Bazhanov MUSICAL ANALYTIC TECHNOLOGIES: PERFORMING AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF COMPOSITION (Ending)........................................................................................................................................................................8 O.V. Konfederat ESTHETIC BOUNDARIES OF SCANOGRAPHY.....................................................................................12 SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY AND ART N.V. Rastvorova P.I. TCHAIKOVSKY CREATIVITY IN A DIALOGUE WITH THE IDEAS OF RUSSIAN CULTURE....................................................................................................................................21 I.N. Mikhailova IMAGE OF THE SUN IN THE DOMESTIC CULTURE FROM ANCIENT TIMES UNTIL THE TURN OF XIX– XX CENTURIES........................................................................................28 L.A. Sekretova «THE MASTER AND MARGARITA» OF S. SLONIMSKY – PARADOXES OF THE NOVEL AND OPERA.........................................................................................32 E.V. Forest SPATIO-TEMPORAL RELATIONS IN THE NOVEL OF M. AMIS “TIME’S ARROW OR THE NATURE OF THE OFFENCE”..............................................................36 U.V. Zhuravleva SIGNS OF THE DIVINE IN THE WORKS OF OLIVIER MESSIAEN ON THE EXAMPLE OF SYMPHONY “TURANGALILA”.................................................................39 A.V. Novoselova SYCHZHUYUE PHENOMENON IN THE MUSICAL CULTURE OF TRADITIONAL CHINA.............................................................................................................................43 O.P. Saygushkina PAGANINI CAPRICES IN THE TRANSCRIPTION OF SCHUMANN AND LISZT...........................................................................................................................48 E.V. Mikhalchenko TO THE MEMORY OF THE REMARKABLE TEACHER, FRIEND AND MENTOR, LYUDMILA MIKHAILOVNA ANDREEVA........................................62 V.I. Manyakin ACCOMPANISTS ART MASTERS OF KAZAKHSTAN: G.I. KONONENKO.......................................................................................................66 6
Стр.6
Содержание T.A. Merinova CREATIVE PORTRAIT OF E.V. MIKHALCHENKO.............................................................................75 SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS L.V. Igoshina ANATOMICAL BACKGROUND OF THE BODY POSITION IN THE SYSTEM OF TEACHING CLASSICAL DANCE.......................................................................81 SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION Wan Kyu Chung FORMATION OF THE MUSIC EDUCATION SYSTEM IN KOREA................................................90 M.A. Shavrina IMPROVISATION AS A MEANS OF EDUCATION OF THE PERFORMING MUSICIAN.............................................................................................................93 T.M. Matyushkova FEATURES OF TEACHING MUSICAL DEPARTMENT STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE.....................................................................................................................97 I.V. Rezepin ABOUT THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AND ABILITIES OF THE FUTURE CONDUCTORS -CHOIRMASTER IN THE PROCESS OF CHOIRMASTERS TEACHING............................................................................................................100 SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE I.V. Bezginova ORTHODOX MODEL OF THE CULTURE-WORK IN THE REALITIES OF THE XIX CENTURY. THE PROJECT OF SLAVOPHILS......................................................104 Józef Podgórecki, Aleksandra Dąbrowska DETERMINANTS OF SOCIAL COMMUNICATION (Ending)...................................................................................................................................................................110 7
Стр.7