Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 1 (05)
Июнь 2013
Челябинск
2013
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 1 (05)
Июнь 2013
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 73847
Главный редактор
В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано ЮжноУральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск)
Заместители главного редактора
И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии,
доцент (РФ, г. Челябинск).
Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета
музыкального искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
социологических наук (РФ, г. Челябинск).
И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения
(РФ, г. Челябинск).
Н.В. Растворова – доцент кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения,
доцент (РФ, г. Челябинск).
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского»
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «БизнесКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского,
50-Б. Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство
о регистрации ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидорова
Дизайн обложки Т.Г. Гумаровой
Подписано в печать 12.06.2013. Формат 60×84/8.
Заказ № 1306-140
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 10,9. Усл. печ. л. 13,5.
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском
отделе Южно-Уральского государственного института искусств
имени П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
П.И.
Костенок – заместитель председателя редакционного
совета, ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск).
С.О.
Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию
в области изобразительного искусства, профессор
Московского государственного академического художественного
института им. В.И. Сурикова, народный
художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ
(РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» (Французская Республика, г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных
наук Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор филологических
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – член попечительского совета балета
«Москва», заслуженный деятель искусства России,
заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной
премии СССР (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
заведующий секцией массовых праздников Челябинского
отделения Союза театральных деятелей, заслуженный
работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина,
заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Стр.2
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Челябинск).
Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории
исполнительства и музыкальной педагогики Уральской
государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург)
Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики
фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного
общего курса фортепиано СанктПетербургской
государственной консерватории им.
Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения,
доцент, заслуженный артист РФ, заместитель сопредседателя
Совета УМО по образованию в области
музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург).
В.И. Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической
работе Челябинского художественного
училища, кандидат искусствоведения (РФ,
г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии
Московского педагогического государственного университета,
доктор философских наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – член секции театральных критиков
Челябинской организации Союза театральных деятелей
России, доктор исторических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна
и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный
деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии
Челябинского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент
(РФ, Челябинск).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских наук,
профессор (РФ, г. Москва).
Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального
фортепиано Магнитогорской государственной
консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Магнитогорск).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного
образования Саратовского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Саратов).
Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории
и методики музыки Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – действительный член Международной
академии психологических наук, заведующая
кафедрой прикладной психологии Южно-Уральского
государственного университета, доктор психологических
наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ
С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного
академического института им. В.И. Сурикова,
секретарь Союза художников России, народный
художник России, профессор, лауреат премии
Ленинского комсомола (РФ, г. Москва).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной академии
культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального
образования Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Н.С. Бажанов
МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Окончание)...............................................................................................................................................................8
О.В. Конфедерат
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ СКАНОГРАФИИ..................................................................................12
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Н.В. Растворова
ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО В ДИАЛОГЕ
С ИДЕЯМИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.......................................................................................................21
И.Н. Михайлова
ОБРАЗ СОЛНЦА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ..........................................................28
Л.А. Секретова
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» С. СЛОНИМСКОГО –
ПАРАДОКСЫ РОМАНА И ОПЕРЫ............................................................................................................32
Е.В. Форэст
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОМАНЕ М. ЭМИСА
«СТРЕЛА ВРЕМЕНИ, ИЛИ ПРИРОДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ».........................................................36
У.В. Журавлёва
ЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА
НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИИ «ТУРАНГАЛИЛА»................................................................................39
А.В. Новосёлова
ФЕНОМЕН СЫЧЖУЮЭ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
ТРАДИЦИОННОГО КИТАЯ.........................................................................................................................43
О.П. Сайгушкина
CAPRICCI ПАГАНИНИ
В ТРАНСКРИПЦИЯХ ШУМАНА И ЛИСТА.......................................................................................48
Э.В. Михальченко
ПАМЯТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, ДРУГА, НАСТАВНИКА –
ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ АНДРЕЕВОЙ......................................................................................62
В.И. Манякин
МАСТЕРА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА:
Г.И. КОНОНЕНКО..............................................................................................................................................66
4
Стр.4
Содержание
Т.А. Меринова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Э.В. МИХАЛЬЧЕНКО..............................................................................75
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Л.В. Игошина
АНАТОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА
В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ.................................................................81
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ван Кью Чунг
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КОРЕЕ..............................................................................................................................90
М.А. Шаврина
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ..................................................................................................................93
Т.М. Матюшкова
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА..........................................................................97
И.В. Резепин
О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ -ХОРМЕЙСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ
ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ...................................................................................................100
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
И.В. Безгинова
ПРАВОСЛАВНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В РЕАЛИЯХ XIX ВЕКА. ПРОЕКТ СЛАВЯНОФИЛОВ....................................................................104
Józef Podgórecki, Aleksandra Dąbrowska
ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
(UWARUNKOWANIA KOMUNIKACJI SPOŁECZNEJ)
(Окончание)...........................................................................................................................................................110
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
N.S. Bazhanov
MUSICAL ANALYTIC TECHNOLOGIES: PERFORMING AND PEDAGOGICAL
ANALYSIS OF COMPOSITION
(Ending)........................................................................................................................................................................8
O.V. Konfederat
ESTHETIC BOUNDARIES OF SCANOGRAPHY.....................................................................................12
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY AND ART
N.V. Rastvorova
P.I. TCHAIKOVSKY CREATIVITY IN A DIALOGUE WITH THE IDEAS
OF RUSSIAN CULTURE....................................................................................................................................21
I.N. Mikhailova
IMAGE OF THE SUN IN THE DOMESTIC CULTURE FROM ANCIENT TIMES
UNTIL THE TURN OF XIX– XX CENTURIES........................................................................................28
L.A. Sekretova
«THE MASTER AND MARGARITA» OF S. SLONIMSKY –
PARADOXES OF THE NOVEL AND OPERA.........................................................................................32
E.V. Forest
SPATIO-TEMPORAL RELATIONS IN THE NOVEL OF M. AMIS
“TIME’S ARROW OR THE NATURE OF THE OFFENCE”..............................................................36
U.V. Zhuravleva
SIGNS OF THE DIVINE IN THE WORKS OF OLIVIER MESSIAEN
ON THE EXAMPLE OF SYMPHONY “TURANGALILA”.................................................................39
A.V. Novoselova
SYCHZHUYUE PHENOMENON IN THE MUSICAL CULTURE
OF TRADITIONAL CHINA.............................................................................................................................43
O.P. Saygushkina
PAGANINI CAPRICES IN THE TRANSCRIPTION
OF SCHUMANN AND LISZT...........................................................................................................................48
E.V. Mikhalchenko
TO THE MEMORY OF THE REMARKABLE TEACHER,
FRIEND AND MENTOR, LYUDMILA MIKHAILOVNA ANDREEVA........................................62
V.I. Manyakin
ACCOMPANISTS ART MASTERS
OF KAZAKHSTAN: G.I. KONONENKO.......................................................................................................66
6
Стр.6
Содержание
T.A. Merinova
CREATIVE PORTRAIT OF E.V. MIKHALCHENKO.............................................................................75
SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS
L.V. Igoshina
ANATOMICAL BACKGROUND OF THE BODY POSITION
IN THE SYSTEM OF TEACHING CLASSICAL DANCE.......................................................................81
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
Wan Kyu Chung
FORMATION OF THE MUSIC EDUCATION SYSTEM IN KOREA................................................90
M.A. Shavrina
IMPROVISATION AS A MEANS OF EDUCATION
OF THE PERFORMING MUSICIAN.............................................................................................................93
T.M. Matyushkova
FEATURES OF TEACHING MUSICAL DEPARTMENT STUDENTS
OF PEDAGOGICAL COLLEGE.....................................................................................................................97
I.V. Rezepin
ABOUT THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS AND ABILITIES
OF THE FUTURE CONDUCTORS -CHOIRMASTER IN THE PROCESS
OF CHOIRMASTERS TEACHING............................................................................................................100
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
I.V. Bezginova
ORTHODOX MODEL OF THE CULTURE-WORK IN THE REALITIES
OF THE XIX CENTURY. THE PROJECT OF SLAVOPHILS......................................................104
Józef Podgórecki, Aleksandra Dąbrowska
DETERMINANTS OF SOCIAL COMMUNICATION
(Ending)...................................................................................................................................................................110
7
Стр.7