Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Россия. Начало ХХ века. [Подробности] (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСафонов Дмитрий Анатольевич
Издательство[Б.и.]
Страниц218
ID277719
АннотацияДанное пособие предназначено для студентов, изучающих историю России; прежде всего оренбургских студентов, а еще точнее - педагогического университета. Оно не заменяет уже существующие учебники, а лишь дополняет таковые.
Сафонов, Д.А. Россия. Начало ХХ века. [Подробности] / Д.А. Сафонов .— : [Б.и.], 2012 .— 218 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277719 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Метрополия-европейская Россия (Великороссия, Украина56,5 17193 Регионы Малороссия, Белоруссия, переселенческие районы Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа Национальные районы – Азербайджан, Армения, Башкирия (Уфимская губ.), Грузия, Дагестан, Латвия (Лифляндия и Курляндия), Литва, Молдавия (Бессарабия), Польша, Средняя Азия, Т атария (Казанская губ.), Т ерская обл., Эстония (Эстляндия) Самоуправляемые районы (Бухарский эмират, Урянхайский край (Т ува), Финляндия, Хивинское ханство) всего [Данные А.Степанова <...> 4 Обнинский Виктор Петрович (1867-1916) - российский общественно-политический деятель; депутат первой Государственной Думы Российской империи от Калужской губернии. <...> 6 Николай Кровавый - широко распространенное в советской литературе утверждение, что это прозвище якобы было дано Николаю II народом. <...> , старавшийся доказать, что император Николай II не был слабовольным, как о нем принято писать, но напротив, человеком исключительно сильной воли. <...> Император Николай II и его семья (репринт Вена 1921). <...> Император Николай II как человек сильной воли. <...> Достаточно одного, показательного моментаиллюстрации: утверждается, что летом 1904 года (!) заволновались экипажи черноморского флота, якобы «вернувшиеся после первых поражений в войне [русско -японской(??)] и ставшие знаменитыми благодаря фильму Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»(??)» <...> Сам он говорил о феодальных пережитках, среди каковых в первую очередь выделял самодержавие - оплот 27 28 Ленин В.И. <...> Оно давало крайне упрощенную и схематичную трактовку истории этого периода: двучленный тезис – единственная партия, нуждающаяся в изучении – ВКП(б), причем в ракурсе, сконструированном Сталиным; все остальные партии реакционны и консервативны. <...> В деятельности С.Ю.Витте никогда не было идейного центра, к которому он морально тяготел бы. <...> Сторонником маньчжурского варианта был министр финансов С.Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать усилению экономического <...>
Россия.__Начало_ХХ_века.__[Подробности].pdf
2 Данное пособие предназначено для студентов, изучающих историю России; прежде всего оренбургских студентов, а еще точнее - педагогического университета. Оно не заменяет уже существующие учебники, а лишь дополняет таковые. В качестве базовых мы можем порекомендовать:  История СССР. 1861-1917. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М.: Просвещение, 1990.  Новейшая история Отечества. ХХ век. Т.1. М.: Владос, 1998.  Федоров В.А. История России. 1861-1917. М.: Высшая школа, 1998.  Новейшая отечественная история. ХХ – начало ХХI века. В 2-х кн. Кн. 1. Под ред. Э.М. Щагина. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. Оно также не заменяет собственно лекционного курса, хотя, разумеется, отдельные факты и иные подробности, приведенные в тексте, звучат на лекциях. Лекционный курс дает авторское, общее, концептуальное видение изучаемого периода рубежа веков. Пособие дает недостающее информационное обеспечение. В пособии широко привлекаются материалы, данные, факты, выводы из научных публикаций последнего времени – по определенным причинам недоступные или практически малодоступные студентам в провинции. В то же время знание новейших результатов исторических исследований мы полагаем весьма важным моментом. Поэтому пособие создано с учетом современного состояния обеспеченности литературой учебного процесса в региональном вузе. По той же причине в пособие введены некоторые документы, имеющие особую познавательную ценность, ознакомление с которыми можно полагать обязательным для студентов-историков. В данном пособии установка сделана на более углубленное освещение отдельных вопросов. Также учитывается опыт практической работы в школе – особое внимание уделено темам и проблемам, обычно вызывающим на уроках дополнительные вопросы. Собственно, подробности – это значительные по объему дополнения, имеющие несколько функциональных задач – от расширения исторического кругозора студентов, будущих учителей, и информационного содействия им при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Определенную пользу пособие окажет и учителям истории, в первую очередь, приложениями биографических данных и «крылатых» выражений. При изучении любой темы курса следует помнить, что практически все проблемы – внешней ли, внутренней ли политики, экономики, общественных настроений и т.п. – берут свое начало в предшествующем периоде. Поэтому крайне необходимо обращение к предыдущему курсу истории России. С другой стороны мы считаем уместным прослеживать, где необходимо, перекличку событий рубежа XIX – ХХ веков и сегодняшнего дня. Для лучшего представления о периоде и создания целостной картины событий мы сочли возможным включить в общие темы материалы краеведческого характера, для лучшего осознания того момента, что история родного края есть необходимая составляющая истории страны
Стр.2
3 Тема 1. Россия на рубеже XIX - ХХ вв. Политика. Символы Российской империи. Национальный гимн. Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя храни! Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю - Все ниспошли! Перводержавную Русь православную Боже, храни! Царство ей стройное, Все-ж недостойное Прочь отжени! О, Провидение, Благословление Нам ниспошли! К благу стремление, В счастьи смирение, В скорби терпение Дай на земли! До официального утверждения гимна в качестве такового исполнялся английский «God save the king» (1816-1833). До 1816 г. со времен Петра I в качестве гимна исполняли различные музыкальные произведения, в т.ч. «Гром победы, раздавайся», полонез О.Козловского на слова Г.Державина. В гимне «Боже, царя храни» 1 строфа - перевод 1-й строфы английского гимна, 2 и 3 написаны А.С.Пушкиным, последующие - В.Жуковским. Музыка написана композитором А.Ф.Львовым. Впервые исполнен 25 декабря 1833 г. Гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, освящении знамен, утренних и вечерних молитвах русской армии, при посещении царской четой театров и т.п. Упразднен был Февральской революцией. Ни одно правительство белого движения не использовало «Боже, царя храни» в качестве гимна. Большой государственный герб. «Российский государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья такая ж в большем виде корона с двумя развевающимися концами ленты ордена святого апостола Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб - московский: в червленом с золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряной тканью с золотой бахромой коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Главный щит (с гербом государственным) увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, намет черный с золотом. Вокруг щита - цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного, по сторонам - изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорской короной, усеянная российскими двуглавыми орлами и подложена горностаем. На ней червленая надпись: «С нами Бог!» Над сенью - возникающая государственная хоругвь с осьмиконечным на древке оной крестом. Полотно государственной хоругви золотое, на ней - изображение среднего государственного герба [...] только без окружающих оный девяти щитов».1 Флаг. 7 мая 1883 г. Александр III официально предписал: «чтобы в торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». На Руси эти цвета имели следующие символические значения: белый - благородство, откровенность; синий - верность, честность, безупречность, целомудренность; красный - мужество, смелость, великодушие, любовь. Историческое объяснение национальных цветов находили в полном титуле царей 1 Приложение к основным государственным законам. Приложение 1. Подробное описание государственного герба и государственной печати. §1.
Стр.3