Изучение вопросов плодородия почв представляет собою самый важный и, можно сказать, основной отдел агрономическои науки. <...> Все внимание агрономов и сельских хозяев, еще с давних времен, было приковано именно к этому вопросу. <...> Даже
самое зарождение агрономическои науки можно поставить
в связь с теми запросами, которые пред‘являлись к почве
еще первобытным земледельцем: отчего зависит та или
иная урожайность возделываемых растений, как можно повысить эту урожайность, отчего происходит истощение почвы и проч, и проч. <...> B качестве своего рода вех, уже пройденных агрономической наукой на этом пути, и разнообразных
попыток так или иначе разрешить данный вопрос—нам
вспоминается „перегнойная“ теория питания растения Тавра, отводившая почвенному перегною (гумусу) главенствующую
роль в явлениях плодородия почв; „минеральная“ теория
питания растений Либиха, согласно которой, наоборот, лишь минеральные (неорганические) соединения почвы
являются единственным и непосредственным источником
питания культурных растений; ,‚органоминеральная“—Грандо, в основе которой лежала попытка как-бы примирить
упомянутые выше противоположные точки зрения, и друг. <...> И только, так называемый, „синтетический“ метод решения
этого вопроса (т. е. метод искусственного выращивания растений в прокаленном песке или воде с прибавлением соответствующих солей—см. ниже)—дал, наконец, возможность правильного подхода к разрешению многих из тех
вопросов, которые связаны с плодородием почвы. <...> В результате многочисленных работ в этой области—создалась определенная концепция по данному вопросу и, говоря в общих чертах, явление плодородия почвы понималось нами до недавнего времени, во-первых, как наличие
в почве достаточного количества соединений азота, фосфора, калия, железа, магния, серы и кальция вудобоусвояе__4__
мой для растений форме, во-вторых, как наличие в почве
благоприятной для растений комбинации физико-механических <...>