Метод расчета сидений энергопоглощающих конструкций…
УДК 62-781
Метод расчета сидений энергопоглощающих
конструкций бронированных колесных машин
© Д.М. Рябов, А.А. Смирнов
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Основным поражающим фактором при подрыве бронеавтомобиля на мине является действие на экипаж высоких ускорений. <...> Перспективный способ снижения
высоких ускорений — применение сидений энергопоглощающей конструкции. <...> В статье рассмотрен метод, позволяющий произвести расчет сиденья энергопоглощающей конструкции, как для
существующих образцов бронированной колесной техники, так и для находящихся
на стадии проектирования. <...> Современные технологии и конструктивные решения позволяют
создавать образцы колесной бронетехники с высокой противоминной
и баллистической защитой. <...> Такие конструктивные решения, как V-образное днище, высокий клиренс, открытые колесные арки, позволяют
избежать разрушения корпуса броневой колесной машины (БКМ) и
затекания внутрь нее взрывной волны, защищают экипаж от потока
осколков, а также снижают действие на экипаж высоких ускорений [1–
3]. <...> Однако в последнее время со стороны противника применяются все
бо́льшие по мощности заряды и становится сложно защитить экипаж
от главного поражающего фактора — высоких ускорений. <...> Впервые с проблемой защиты экипажа от действия высоких
ускорений столкнулись в авиации. <...> Для этого были разработаны специальные сидения, оснащенные энергопоглощающим элементом
(ЭПЭ), который снижал высокие ускорения до предельно допустимого уровня при экстренном приземлении или падении [4, 5]. <...> Позже такие сиденья были применены на образцах военной колесной техники
для защиты экипажа при подрыве [6, 7]. <...> Основной задачей при проектировании таких сидений является
расчет оптимальных параметров ЭПЭ. <...> На сегодняшний день российские компании при разработке энергопоглощающих сидений рассчитывают оптимальные параметры ЭПЭ путем проведения многочисленных <...>