Василий Васильевич Берви-Флеровский
Отрывки
Встань, человек! / Сост., подготовка текстов, примеч. А. И. Володина, Б. М. Шахматова.-- М.:
"Советская Россия", 1986. (Худож. и публицист. б-ка атеиста).
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Свобода речи, терпимость и наши законы о печати
Азбука социальных наук
На жизнь и смерть. Изображение идеалистов
СВОБОДА РЕЧИ, ТЕРПИМОСТЬ И НАШИ ЗАКОНЫ О ПЕЧАТИ1
V
[...] На наших глазах происходит странное и весьма интересное явление. С тех самых пор, как
существует достоверная история, мы видим две причины вражды между народами, которые нам кажутся
совершенно неизбежными, -- это национальность и религия. Вражда эта, по-видимому, выступает тем
рельефнее, чем долее живет человечество. С сильным национальным чувством мы встречаемся уже в
древности. Чувство это, как известно, очень живо проявлялось у греков, китайцы считали все другие
национальности варварами. Но даже грекам национальное чувство не мешало не только ослаблять себя
взаимными ссорами, но с полным отсутствием патриотизма обращаться к соседним нациям за помощью
друг против друга и навлекать на свою родину все бедствия внешнего нашествия и иностранного
завоевания. В древней истории мы видим, что люди всего более заботились о своем господстве и о своих
привилегиях, и если господство и привилегии расширялись, то они очень мало обращали внимания на
национальности и религии. Нетерпимость была принадлежностью только теократического направления2
по очень понятным политическим причинам. В это время понимали, что самостоятельная религия, точно
так же, как самостоятельная национальная жизнь, создают власть духовную и социально-политическую;
для того, чтобы облегчить себе завоевание, нужно сделать уступки этой власти и самое лучшее -- принять
ее в свой состав на известных условиях. Таким образом, явилась особенного рода религиозная
терпимость, которая состояла в стремлении из всех религий сделать одну общую смесь и все
национальности сбить в одну общую массу. Были, впрочем, уже в древности религии и национальности,
которые не соглашались на компромиссы, напр. евреи, индусы. Евреи не пропагандировали своей религии
и в крайних случаях делали уступки, хотя в самых ограниченных размерах. Индийцы самыми
безжалостными мерами истребляли в своей среде буддизм и действительно помешали его
распространению и загнали его за Гималаи. Но вот среди язычества3 явилась религия, которая не только
не соглашалась ни на какие компромиссы, но всеми силами старалась распространить себя и истребить
другие. Такая религия заключала в себе не только своеобразное религиозное воззрение, с чем можно было
помириться, но политическую опасность. Поэтому на нее воздвигнуто было самое безжалостное гонение
и даже источник, из которого она произошла, евреи были рассеяны по лицу земли. Несмотря на это,
христианская религия распространялась, и причина ее распространения очень понятна. В то время, когда
язычник жил вполне эгоистическою жизнью и не был способен приносить для своей религии никаких
жертв, христианин, напротив, воспитывался в таких правилах, что он способен был для своей веры
жертвовать и всем своим имуществом, и своей жизнью. Богатый язычник думал только о том, как бы
возвыситься над своими ближними и высасывать из них соки, богатый христианин считал для себя
Стр.1