БЕРВИ, Василий Васильевич (известен как Берви-Флеровский), псевдонимы -- Флеровский, И.
Флеровский, Н. Флеровский, В. Б-и, А. Навалихин, С. Навалихин, Б. Р-ви, В. Васильев, Б. Р. В-и, Д. Мгебров,
В. В. Б-ф, Земец [28.IV(10.V), по другим данным 29.IV(11.V).1829, Рязань -- 4.X.1918, Юзовка] -социолог,
экономист, прозаик, публицист. Дед Б. по отцовской линии -- английский дипломат, шотландец
по национальности Роберт Бервик, поселившийся в России после выхода в отставку. Отец -- доктор
медицины, к моменту рождения сына работал в Рязанской врачебной управе, а с 1832 г -- профессор
анатомии, физиологии и судебной медицины Казанского университета. Б. рано пристрастился к чтению.
"Я получил два воспитания,-- писал он впоследствии,-- одно -- давали мне люди, другое -- я давал сам
себе" (Записки революционера-мечтателя.-- С. 12). Свершилось то, чего боялся отец Б.: сын набрался
"вольнодумства, о существовании которого ...не должен был знать" (Там же.-- С. 11). В Казани Б. кончил
гимназию, а затем юридический факультет университета (1849). В числе немногих лучших кандидатов
университета был определен сразу на службу в министерство юстиции, где его поразили масштабы
коррупции в государственном механизме, деморализация чиновничьего аппарата. Став в 1859 г.
чиновником по особым поручениям, он получил в свое ведение дела о жестоком обращении помещиков с
крестьянами, о злоупотреблениях властью. В 1861 г. его приглашают на работу сначала в Харьковский, а
затем в Петербургский университет, что совпадало с желанием Б. заняться наукой. Однако переход в
столичный университет не состоялся, хотя уже был сдан магистерский экзамен и предстояла
двухгодичная научная командировка в Гейдельберг. Была прервана и служба в министерстве (Б. имел чин
надворного советника). Он попал в число "неблагонадежных" за защиту арестованных студентов,
участников петербургских студенческих демонстраций 1861 г. А за выступление в защиту тверских
дворян (1862), которые потребовали от правительства некоторой либерализации общественной жизни, в
частности наделения крестьян землей за большой выкуп, Б. был помещен в психиатрическую больницу,
где, его продержали полгода, не обнаружив расстройства психики. В конце 1862 г. по высочайшему
повелению Б. был сослан под надзор полиции в Астрахань. Незадолго до отправления в ссылку он
женился на Е. И. Жемчужиной, не побоявшейся разделить судьбу с человеком, попавшим под надзор
полиции. С разрешения царя его под стражей привезли в церковь, где состоялось венчание.
Вплоть до конца 80 гг. Б. находился в ссылках (Астрахань, Кузнецк, Томск, Вологда, Тверь,
Шенкурск, Архангельск, снова Шенкурск, Кострома), живя с семьей в постоянной нужде. По подсчетам
Б., он сидел в 32 острогах, несколько лет провел в одиночных камерах, проехал под жандармским конвоем
19 тысяч верст, по этапу пешком прошел 3500 верст. В долгой поднадзорной жизни Б. был небольшой
перерыв, когда по ходатайству жены его формально освободили от полицейской опеки и принудительного
места жительства, запретив лишь въезд в Петербург и столичную губернию (1870). Поселившись в
Дюбани, в 70 км от Петербурга, Б. сблизился с "чайковцами" (для встречи с которыми нелегально
приезжал в Петербург), а затем, переехав в Финляндию (1872), установил тесный контакт с другой
народнической организацией -- "долгушинцами". На короткое время Б. оказался по существу в гуще
революционного движения начала 70 гг., у истоков зарождавшегося "хождения в народ". Не разделяя
целиком взгляды народников и не будучи членом какой-либо организации, Б. содействовал их усилиям,
направленным на просвещение народа. Обращение сначала "чайковцев", а затем "долгушинцев" к Б. за
помощью не было случайным, т. к. к этому времени его книги "Положение рабочего класса в России" (под
псевдонимом Флеровский), "Свобода речи, терпимость и наши законы о печати" (издана анонимно) были
в списке изучаемых и распространяемых молодежью, По просьбе "чайг ковцев" Б. передал им первые две
части рукописи (написанной в Твери) "Азбука социальных наук", которую "чайковцы" издали анонимно
(Спб., 1871.-- Ч. I--II; ч. III выйдет в Лондоне в 1894 г.). "Азбуку" сам Б. ценил выше книги "Положение
рабочего класса", т. к. здесь он начал системно излагать собственные взгляды, в частности основы своей
научной этики, которую будет разрабатывать всю жизнь. По воспоминаниям видного народовольца,
историка этого движения О. В. Аптекмана, "Азбука социальных наук" наряду с "Историческими
письмами" П. Л. Лаврова стала одной из самых любимых читаемых книг революционной молодежи того
времени. Для "долгушинцев" Б. написал брошюру "Как надо жить по закону природы и правды" (1873).
Летом 1873 г. Б., узнав о том, что его горничная -- агент III отделения, переезжает в Нижний
Новгород, а рсенью этого же года его арестовывают в связи с провалом "долгушинцев". Улик против него
не нашли и через несколько месяцев следствия отправили в очередную ссылку в г. Шенкурск (1874).
Лишь в 1890 г. он покидает последнее место ссылки -- Кострому и для поправки здоровья едет в Тифлис,
где устраивается работать на железной дороге. Близко сходится с работавшим здесь в то время М.
Горьким, который впоследствии опишет свои встречи с Б. в очерке "Лев Толстой". Весной 1893 г. Б.
выезжает за границу -- в Женеву, а с октября 1893 г. живет в Лондоне. В Англии сотрудничает с "Фондом
вольной русской прессы", который издал и переиздал некоторые его работы. Однако вскоре "Фонд"
распался после смерти одного из его основателей -- С. М. Степняка-Кравчинского (1895), и материальное
положение Б. становится критическим. Воспользовавшись амнистией, объявленной по случаю коронации
Николая II, Б. летом 1896 г. возвращается в Россию. Некоторое время живет у старшего сына в Костроме,
Стр.1