А р т а м о н о в
РАЗРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
С ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
МАЛОЙ ТЯГИ ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ
Рассмотрена возможность создания двигательной установки с
экологически чистым двигателем малой тяги для разгонных блоков. <...> В настоящее время ведется разработка кислородно-водородных
разгонных блоков (РБ), предназначенных для выведения на высокоэнергетические орбиты (высококруговые и высокоэллиптические,
включая геопереходные и геостационарные), а также на отлетные
траектории космических аппаратов военного, научного, социальноэкономического назначения и по коммерческим программам. <...> Разгонный блок является верхней ступенью ракет носителей космического
назначения, и поэтому его конструкция должна осуществлять многочасовой полет в условиях космического пространства. <...> Таким образом, РБ должен иметь маршевый двигатель многократного включения, а также дополнительную реактивную систему или двигательную
установку, обеспечивающую ориентацию и стабилизацию движения
РБ и создание условий для запуска маршевого двигателя. <...> Поскольку во вновь разрабатываемых РБ для работы маршевого
двигателя используют экологически чистую топливную пару — кислород + водород, то целесообразно использовать эту топливную пару
и для работы двигательной установки ориентации, стабилизации и
обеспечения запуска (ДУ СООЗ). <...> Анализ материалов зарубежной и
отечественной литературы показал, что двигатели малой тяги (ДМТ),
использующие высокоэффективное экологически чистое топливо
кислород—водород занимаются в основном, фирмы США, России и
Германии. <...> Вплотную к разработке двигателя на газообразных кислороде и водороде приступила фирма Rocketdyne (США). <...> В соответствии с принятыми схемами двигательных установок, рассмотрен
двигатель тягой 0,7 кН. <...> По заказу NASA фирмой DASA (Messerschmitt – Bolkow – Blohm)
(Германия) разработан двигатель тягой 6,6 кН. <...> В лаборатории реактивного движения (JPL) Калифорнийского технологического <...>