К а з а н д ж а н
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Рассматриваются некоторые чрезвычайно важные психологические аспекты математического образования, преимущественно на
материале анализа первого семестра. <...> Основное внимание в преподавании математики обращается на выработку общеинженерных
качеств, необходимых студенту и в будущей работе, и в процессе
обучения. <...> E-mail: fn2@bmstu.ru
Ключевые слова: математический анализ, предел, график, формула, симметрия, инженерная психология
Небесполезные, в принципе, споры последних десятилетий о том,
какую математику (в частности, математический анализ, далее для
краткости просто анализ) давать студентам втузов, к сожалению, отвлекают внимание от главного в этой проблеме, обсуждение которой
следует перевести в несколько иное русло [1]. <...> Необходимо различать
две близкие, но совершенно разные вещи: математику и прикладную
(т.е. инженерную) математику. <...> Уже давно отмечено, что выпускники втузов, заметно разные по успеваемости (от отличников до слабых троечников), в сущности, мало отличаются по приходе на работу
(продолжая сравнение, разница в наличных деньгах есть, но умение их
тратить почти нулевое у всех). <...> Отсюда вывод: даже оставаясь целиком
в рамках традиционного анализа, нужно психологически перестроить
его, усилив прикладное начало. <...> Инженер — это специалист, который выходит на задачу и пытается
ее решить любыми подручными средствами, в том числе математическими; продолжая сравнение, ему надо иметь деньги и уметь их
тратить. <...> В свете этого вырисовывается общий характер направленности нашего учебного процесса — психологическая подготовка будущих
инженеров. <...> Они будут владеть разным математическим аппаратом,
в разном объеме и на разном уровне, но общеинженерные качества
должны быть у всех — иначе они не инженеры. <...> Стало быть, наша
главная задача (общая для студентов и преподавателей) — психологическая подготовка <...>