Зайка
Золотой дождик
Из стихотворения "В тюрьме"
Грезы и песни
Лесная пустыня
Годовщина
Полдень в глуши
Успокоение
Федор Николаевич Берг родился 11 сентября 1840 года в Наровчатском
уезде Пензенской губернии в дворянской семье. <...> Он учился в Воронежском
кадетском
корпусе,
был
выпущен оттуда офицером, но предпочел путь
литератора. <...> В Воронеже Берг сблизился с И. С. Никитиным, о котором после его
смерти
напечатал
не
лишенные
интереса воспоминания, где нарисовал
привлекательный образ поэта. <...> В начале 60-х годов
"ветхий храм" - символ уходящего прошлого. <...> Храма ветхого под твердою стопой
Дрогнули мшистые ступени", - пишет Берг в стихотворении "Заря"; в селах, и
деревнях, полях и лесах России "давно уж веет жизнь иная". <...> Пророк" в
одноименном стихотворении призывает "разрушить ветхий храм", вместо которого
"создаст иной иное племя", и по поводу "боязливых сомнений" убежденно
заявляет, что заря новой жизни давно уже занялась над родиной, "скончалось
царствие былого". <...> Эти настроения вытесняются мотивами смирения и веры,
идеализацией патриархальных религиозно-нравственных устоев, и их символом
является блестящий в лесной глуши, в уединении от людей, "далекой церкви
крест простой" ("Лесная глушь") и "мерный звон" колокола, успокаивающий душу
("Успокоение"). <...> В 1875-1879 годах Берг был фактическим, а
затем и официальным редактором "Русского мира"; после смерти Каткова в
течение ряда лет редактировал "Русский вестник" (1888-1895) и другие
реакционнные издания, в том числе субсидировавшуюся министерством внутренних
дел газету "Родная речь". <...> Как злобно он вздрогнет, когда ему теперь,
Вдруг свежим воздухом пахнув в лицо больное,
Тревога шумная в растворенную дверь
Расскажет радостно про новое, живое! <...> Унынье, страх лучей ее бегут,
И сердце бьется жизни жаждой;
Толпою бодрою идем на жизнь и труд! <...> В пылающих сердцах,
В биеньи частом каждой жилы,
В молчаньи сдержанном, в стремительных речах <...>
Стихотворения.pdf
Ф. Н. Берг
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Поэты
1860-х годов
Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье
Л., "Советский писатель", 1968
Вступительная статья, подготовка текста и примечания И. Г. Ямпольского.
Дополнения по:
Русские песни и романсы.
"Классики и современники"
М.: Художественная литература, 1989
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая
справка
Больной
Заря
Из стихотворения "Деревня"
Пророк
Зимой
В поле
Смерть
"И плеск, и блеск речной волны..."
Зайка
Золотой дождик
Из стихотворения "В тюрьме"
Грезы и песни
Лесная пустыня
Годовщина
Полдень в глуши
Успокоение
уезде Пензенской губернии в дворянской семье. Он учился в Воронежском
кадетском корпусе,
Федор Николаевич Берг родился 11 сентября 1840 года в Наровчатском
был выпущен оттуда офицером, но предпочел путь
литератора. В Воронеже Берг сблизился с И. С. Никитиным, о котором после его
смерти напечатал не лишенные интереса воспоминания, где нарисовал
привлекательный образ поэта.
Берг впервые выступил в печати в 1859 году в юмористическом журнале
"Развлечение". В первой половине 60-х годов он сотрудничал в "Современнике",
"Времени", "Светоче", "Русском слове", "Библиотеке для чтения",
"Иллюстрации" и других изданиях, где было опубликовано большое количество
его оригинальных стихотворений, переводов и прозаических произведений (роман
"Закоулок" и повесть "В четырех стенах" - из жизни кадетского корпуса).
Принимая в "Светоче" ближайшее участие, он заведовал библиографическим
отделом журнала. Вместе с В. Костомаровым Берг выпустил книжки "Сборник
стихотворений иностранных поэтов" (два выпуска) и "Поэты всех времен и
народов"; он начал издавать полное собрание сочинений Г. Гейне в русском
переводе, однако на первом томе издание приостановилось.
Творчество Берга этих лет, в том числе и поэтическое, свидетельствует
о бесспорных, хотя и не всегда последовательных, демократических симпатиях,
его сочувствии новым веяниям русской жизни, стремлениям "молодого
поколения", демократической интеллигенции. Современники припоминают одну
любопытную деталь: Берг всегда демонстративно ходил в красной рубашке.
Но во второй половине 60-х годов в нем происходит перелом, и мысли о
о преследуемых властями друзьях народа сменяются
народном благе,
разочарованием в былых идеалах и чувством религиозной примиренности.
Интересен в этом отношении образ храма в его поэзии. В начале 60-х годов
"ветхий храм" - символ уходящего прошлого. "Храма ветхого под твердою стопой
Дрогнули мшистые ступени", - пишет Берг в стихотворении "Заря"; в селах, и
деревнях, полях и лесах России "давно уж веет жизнь иная". "Пророк" в
одноименном стихотворении призывает "разрушить ветхий храм", вместо которого
"создаст иной иное племя", и по поводу "боязливых сомнений" убежденно
заявляет, что заря новой жизни давно уже занялась над родиной, "скончалось
Стр.1