ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Белее белого
Поговорим сегодня о белом цвете. <...> И начнем с того, что с теоретической точки зрения
такого цвета нет. <...> И это нам уже доказал сэр Исаак Ньютон, разложив с помощью
трехгранной призмы белый солнечный свет на семь цветов радуги. <...> Вот эти цвета
радуги и являются основными цветами. <...> Они ´дети первородного бесцветного светаª,
по словам Иоханнеса Иттена, создателя научной теории цветовой гармонии. <...> Однако в
нашем непосредственном восприятии белый цвет, конечно же, присутствует. <...> Прежде
всего белый цвет символически выражает начало и конец дневного,
повседневного мира. <...> Но смерть, как
завершение жизни, есть только переход, соединение видимого и невидимого, иными словами, новое начало. <...> Но западный белый – это
матовый, приглушенный белый цвет
смерти, а белый Востока – цвет возвращения, цвет рассвета. <...> У древних египтян один и тот же иероглиф означал белый цвет, яркость,
металл, серебро и молоко. <...> Великий бог Осирис изображался ими в белой короне. <...> Но в социальной символике у белого не было
привилегий: рядовые египтяне одевались в белые льняные одежды. <...> В Древней Элладе белый был атрибутом божественного мира: греки считали, что
боги живут на заснеженных вершинах
гор, а белые кони несли колесницу
главного олимпийца – Зевса. <...> Белый
был также цветом общения с Зевсом: в
белых одеяниях жрецы приносили ему
в жертву животных с белой шерстью. <...> Одежды белого цвета, в особенности тоги, могли
носить лишь аристократы, ибо белый
цвет, как писал впоследствии римский
поэт Марциал (I век н.э.), «подходит
42
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ ИЮЛЬ 2014
лишь высшим… как знак их достоинс- ют, что в основе свадебного и погретва и благородства». <...> Преобладание бального обрядов лежит идея рождаюбелого цвета в облачениях аристокра- щей смерти. <...> Именно в таком значении
свою исключительность в свободе от использовались в русском свадебном
физического труда. <...> Белое или белоТолько у них, как говорится, труба по- красное платье невесты было скорбниже <...>