В. К. Щиголев, Е. А. Семенова
КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
СКАЛЯРНЫХ ПОЛЕЙ В ГЕОМЕТРИИ ЛИРЫ
Аннотация. <...> Новые классы однородных космологических моделей для скалярных полей строятся на базе геометрии Лиры. <...> Различные типы точных решений
для модели получены применением двух методов, а именно метода генерирующей функции и формализма первого порядка. <...> The new classes of homogeneous cosmological models for the scalar
fields are build in the context of Lyra’s geometry. <...> была сформулирована общая теория
относительности (ОТО), были разработаны альтернативные геометрические
теории для того, чтобы объяснить различные проявления феномена гравитации. <...> Вейль [1], вдохновленный геометризацией гравитации, предложил более
общую теорию, в которой и гравитация, и электромагнетизм описываются
геометрически. <...> В течение долгого времени теорию Вейля не воспринимали
всерьез, поскольку из нее следует неинтегрируемость длины вектора при параллельном переносе. <...> Lyra) предложил модификацию римановой геометрии путем введения калибровочной функции, которая устраняет
неинтегрируемость длины вектора при параллельном переносе [2]. <...> Эта модификация римановой геометрии известна как геометрия Лиры. <...> Следует отметить, что Лира ввел калибровочную функцию в бесструктурном многообразии, в результате чего скалярное поле смещения возникает естественным образом. <...> Многие авторы исследовали космологические модели в геометрии Лира ранее (см., например, [3–12]). <...> Интерес к этой альтернативной теории связан прежде всего с тем, что в ней гравитационные эффекты подобны эффектам теории Эйнштейна. <...> Соленгом [13] было отмечено, что космология, основанная на многообразии Лиры с постоянным калибровочным вектором, либо подобна С-полевой теории Хойла – Нарликара [14, 15]), либо содержит некоторое вакуумное
поле, которое вместе с полем калибровочного вектора можно рассматривать
как космологический член. <...> Вопреки распространенному утверждению, что
вектор поля смещения может играть роль космологической константы <...>