Н. Лернер
Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге,
происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его
отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние классы
петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г., прапорщиком в лейбгвардии
Измайловский полк и начал скромную, бесцветную жизнь строевого офицера. В 1831 г.
Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году
оставил военную службу и перешел в министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной
канцелярской должности до места директора государственного заемного банка, ревностно относясь к
своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги
высшей математике, астрономии и писанию стихов. Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в
конце 1835 г. "Сначала, - рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии книги
"Litterarische Bilder ans Russland", Кениг, - никто не подозревал, чтоб он занимался стихотворством...
Однажды пришел к нему друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться
пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений
настоятельному другу. Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и
восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова
сделались известны публике"... Первая книжка "Стихотворений Владимира Бенедиктова" разошлась в
самое короткое время. Н.В. Гербель передает, что "ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского
стиха публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в море звуков и раскупала книжку
нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в
начале следующего года". Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели
после "Бориса Годунова" охладели к Пушкину, и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как
Белинский; Жуковский, Вяземский, Баратынский, Козлов отзывались редко, и в это застойное время
Бенедиктов занял в глазах публики вакантный трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на
первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в "Телескопе") и Н. Полевого (в "Сыне Отечества").
Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания
книжки Бенедиктова), нашедший у него "превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей" и
сказавший ему: "У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм"; можно предполагать по одной
отметке в библиографическом отделе "Современника", что Пушкин собирался написать рецензию на
сборник стихов Бенедиктова. Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро
разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, - успех по тому времени прямо неслыханный. Но
здравое слово Белинского сделало свое дело. Молодой Тургенев, который сначала "воспылал
негодованием" против "критикана", скоро почувствовал, что Белинский прав: "Прошло несколько
времени, и я уже не читал Бенедиктова". Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах
Бенедиктова "риторическую шумиху, набор общих мест", "ошибки против языка и здравого смысла",
холодную риторику, свел их к "стихотворной игрушке" и признал, что у Бенедиктова "нельзя отнять
таланта стихотворческого, но он не поэт" и многими "в наше прозаическое время" лишь принят за поэта.
Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так или иначе, повторял его. Гром
похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов
снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать,
даже почти замолк на целые десять лет (1845 - 1855) и снова взялся за перо, уже как певец гражданских
мотивов, в годину крымской войны и начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному
настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем
же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным
увлечением, и быстро исписался. Самое имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в
пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты
творчества Бенедиктова - напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность
выражений. Наивной читательской массе 30 - 40-х годов, которая не умела оценить величавую и
целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским, нравились и "меч
молний", которым "опоясалось море"; и грудь, которая "станет священным гробом", и "мох забвения на
развалинах любви", и "морозный пар бесстрастного дыханья", падающий на "пламя красоты", и
"шипучее сердце порока", Бенедиктов тогда вполне соответствовал эпохе господства над умами
Кукольника, Брюллова, Сенковского, Булгарина и Греча. За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал
ухарство самого вульгарного пошиба: соловей "дробью прыснул"; о глазах красавицы Бенедиктов
говорил: "два голландские алмаза - глазки, глазки - у! - беда!", "Плутяга", Бахус Рубенса "алый ротик
свой разинул". Римский папа "взял громаду всей Европы в перегиб - и об гроб Христов расшиб".
Стр.1