Л. Н. Орлов, А. В. Тумасов, А. В. Герасин
РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУЗОВА АВТОБУСА1
Аннотация. <...> Особое внимание уделяется вопросам повышения пассивной безопасности автобусов, поскольку ДТП с участием пассажирских транспортных средств характеризуются серьезными травмами и ранениями, получаемыми пассажирами
во время аварии. <...> Хорошо известно, что одним из наиболее опасных видов
ДТП является опрокидывание, характеризуемое высокими динамическими
нагрузками, действующими на кузовную конструкцию автобуса. <...> Требования
безопасности, предъявляемые к несущим системам пассажирских транспортных средств большой вместимости, регламентируются Правилами ЕЭК ООН
№ 66, предполагающими проведение оценки пассивной безопасности как по
результатам расчетов, так и по результатам компьютерного моделирования. <...> Проведение полномасштабных испытаний, имитирующих опрокидывание автобуса, как правило, связано с большими материальными затратами. <...> В этой
связи в настоящее время существенную роль в оценке пассивной безопасности
играют расчетные методы, позволяющие реализовать достоверное виртуальное
моделирование условий аварийного нагружения кузовных конструкций. <...> Однако
при использовании расчетных методов особое внимание следует уделять вопросу адекватности исследуемой расчетной модели. <...> Основной целью настоящей работы является подтверждение правомерности практического применения результатов компьютерного моделирования условий опрокидывания секций и кузова в целом при использовании их подробных конечно-элементных моделей
для оценки пассивной безопасности автобусов. <...> Подтверждение правомерности результатов компьютерного моделирования проведено на основе сравнительного анализа результатов расчетов с данными экспериментальных исследований поведения секций кузова автобуса под действием
аварийной нагрузки. <...> Методика расчетов включает формирование моделей секций <...>