ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
© Татаринова Т. Л., 2014
РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В РУССКИХ СМЕХОВЫХ ПЕСЕННЫХ ЖАНРАХ
Русская инструментальная культура прошла огромный путь в истории, исчезая и появляясь вновь в ином качестве. <...> Обнаруживается, что по
большей части она удерживалась в среде профессионалов и тесно взаимодействовала со смеховыми жанрами русской певческой традиции, в том числе и обрядовой. <...> Автор выделяет две формы присутствия инструментария в
контексте смеховых песенных памятников — живое звучание в исполнении
сопровождения или сольных наигрышей и обозначенность в качестве символа веселья в образно-поэтическом плане вербальных текстов. <...> Ключевые слова: народные традиционные инструменты, смеховые песенные жанры русского фольклора
Традиционная русская музыкальная культура — явление полиморфное. <...> Певческие стили, скрепленные генетически с различными
регионами и их социокультурным развитием,
инструментальные традиции, связанные с отдаленными и близкими историческими периодами,
народно-академизированное профессиональное
искусство советского и постсоветсткого времени, соединившее в себе первые две линии, — вот
что она в себе соединяет. <...> Инструментальное народное творчество
играет в общей картине немаловажную роль, находясь в особенном положении, выдвигаясь по
большей части в профессиональных слоях исполнителей и взаимодействуя с песенным исполнительством. <...> Так в последнее время, а это чуть
более ста лет, в русском традиционном фольклоре обозначилась настоящая «зависимость» от
исполнения песен под инструменты. <...> Все реже
можно услышать пение без сопровождения, все
чаще инструменты вторгаются в сферу обрядового пения, которое не требовало сопровождения. <...> Нередко этот факт вызывает огорчение у фольклористов-собирателей, так как воспринимается
как наступление городской клубной культуры на
деревенскую — природную. <...> Однако произошедшим <...>