«Эйрена» Аристофана //
Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. <...> © Шаховской А. П., 2014
ФОЛЬКЛОР В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Творческий опыт композитора-профессионала представляет собой систему взаимодействия объективного и субъективного, в которой фольклор
играет особую роль. <...> Ибо он несет в себе принципы национального художественного мышления, которые, в свою очередь, обусловливают феноменальные черты национального искусства и, соответственно, его творцов. <...> Ключевые слова: творческий процесс, объективное и субъективное
в опыте, логика композиторского мышления, звуковое и НЕ-звуковое,
музыкальное произведение
Выступая на международной научной
конференции в Таллине в 1989 году, эстонский
академик Ю. <...> Кахк охарактеризовал фольклор
как «озоновый слой культуры». <...> Это само по
себе не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях, являясь, по существу, аксиомой современного искусствознания. <...> Вместе с
тем, представляется необходимыми отметить:
фольклор не только выполняет охранительную
функцию, он является важным подтекстовым
слоем любой национальной культуры, обеспечивающим ее своеобразие, специфичность, обусловливающим ее феноменальные черты. <...> Трактуемый таким образом фольклор предстает как
базисный слой профессионального искусства,
определяющий принципиально важные пути
его становления и развития. <...> Именно музыкальный фольклор и связанные с
ним явления (такие как принципы мелодического, ладового, гармонического, полифонического, ритмического и т. д. мышления) обусловили
уникальные черты, оформившиеся в композиторской практике с первых шагов становления
школы в XVIII веке и получившие, условно говоря, обоснование и закрепление в XIX веке — в
период возникновения русской музыкальной
классики. <...> Достаточно напомнить знаменитую фразу П. И. Чайковского
о том, что в «Камаринской» М. И. Глинки, как
дуб в желуде, заложена вся русская симфоническая музыка. <...> А после <...>