Финальное кульминационное
славление утверждает вселенское ликование в
стилистике победоносного лаврского пения. <...> Музыкальная интонация привносит свои
законы развития и складывания материала, сложившиеся в свойственных ей жанрах и формах,
то есть сохраняет в себе некую генетическую
память своей изначальной структуры. <...> С. В. Смоленский и его
роль в новом направлении русской церковной музыки // Русская духовная музыка в документах и материалах: Синодальный хор и
училище церковного пения. <...> 1
© Медведева Ю. П., 2014
ОПЕРНАЯ СЮЖЕТИКА:
К ПРОБЛЕМЕ СПЕЦИФИКИ И ТИПОЛОГИИ
В числе специфических качеств оперных сюжетов в статье выделяются ориентированность на показ человека в поворотный момент его судьбы,
наличие ситуаций лирического самовыражения героев, условность происходящего. <...> Автор также предлагает оригинальную классификацию оперных
сюжетов. <...> Ключевые слова: оперный сюжет, мифология, историческая опера, комическая опера
В сознании слушателей по сей день существует представление об «оперных» и «неоперных» сюжетах — представление, опирающееся
на сюжетные стереотипы, сложившиеся за четыре века жизни оперного жанра. <...> Из всего многообразия сюжетов в качестве специфически
«оперных» выделяются те, которые были многократно и художественно убедительно воплощены: по-видимому, именно они в наибольшей
степени отвечают особенностям этого жанра. <...> Попытки выявить характерные для оперы типы
сюжетов не раз предпринимались и самими композиторами (Глюк, Вагнер, Верди, Бузони, Чайковский и т. д.), и музыковедами-исследователями (среди относительно недавних работ, так или
иначе затрагивающих эту проблему, назовём, в
частности, работы К. <...> Прежде всего, в центре внимания оперы
всегда находится человек. <...> Человеческая жизнь на оперной сцене (осознаём
мы это или нет) всегда предстаёт в особом, изменённом, сгущённом виде. <...> Оперу
интересуют не похожие друг на друга будни, а
особые, «поворотные» моменты в судьбе человека <...>